Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 по делу n А07-4877/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-8358/2015

г. Челябинск

 

11 августа 2015 года

Дело № А07-4877/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,

судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Селезнева Сергея Вениаминовича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.05.2015 по делу № А07-4877/2015 (судья Кузнецов Д.П.).

Индивидуальный предприниматель Селезнев Сергей Вениаминович (далее – ИП Селезнев С.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа (далее – соответственно, Администрация, Управление,  вместе – заинтересованные лица) о признании незаконным отказа Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:55:020411:462, расположенного по адресу: г. Уфа, Калининский район, ул. Фронтовых бригад, д. 10, выраженного в письме от 04.12.2014 № С15443; обязании Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан направить в адрес Федерального бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Республике Башкортостан заявления о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:55:020411:462, расположенного по адресу: г. Уфа, Калининский район, ул. Фронтовых бригад, д. 10 (т. 1 л.д. 7-8).

Определениями суда первой инстанции от 16.03.2015, 22.04.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» - далее Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра» по Республике Башкортостан, общество с ограниченной ответственностью «Металлпром-Инвест» (далее – ООО «Металлпром-Инвест») (далее вместе – третьи лица).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.05.2015 (резолютивная часть объявлена 20.05.2015 – л.д. 24-39) в удовлетворении заявленных требований отказано.

С указанным решением не согласился заявитель (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ИП Селезнев С.В. просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования (т. 2 л.д. 57-61).

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что сформированный земельный участок с кадастровым номером 02:55:020411:462, налагается на земельный участок под принадлежащим заявителю нежилым зданием и включает часть площади земельного участка, необходимой для обслуживания объекта недвижимости. По мнению апеллянта, формирование указанного земельного участка произведено с нарушением действующего земельного законодательства. Возможность уточнения границ временных земельных участков законом не предусмотрена.

При этом, решение о передаче спорного земельного участка в аренду ООО «Металлпром-Инвест» было принято после вынесения Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан оспариваемого отказа в снятии земельного участка с государственного кадастрового учета. Кроме того, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:020411:462 не зарегистрирован в установленном законом порядке, он не является заключенным и не порождает соответствующих правовых последствий.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ИП Селезнев С.В. является собственником объектов недвижимости: помещение, общей площадью 589,3 кв.м., номера на поэтажном плане 2, 3, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 09.07.2010; замощение, доля в праве 7/100, на основании договора купли-продажи от 25.07.2011 № 1 (свидетельства о государственной регистрации права от 28.07.2010, 14.09.2011 – т. 1 л.д. 18-19).

Указанные объекты находятся на земельном участке, расположенном по адресу: г. Уфа, Калининский район, ул. Фронтовых бригад, д. 10, площадью 76 888 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов. Названному земельному участку был присвоен кадастровый номер 02:55:020411:274, соответствующие сведения о земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости 18.12.2008 (.

В настоящий момент из данного земельного участка путем раздела сформированы временные земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020411:416, 02:55:020411:435, 02:55:020411:436, 02:55:020411:461, 02:55:020411:460, 02:55:020411:462, 02:55:020411:427, 02:55:020411:428, 02:55:020411:594, 02:55:020411:596 ( л.д. 54—57).

С целью оформления договора аренды земельного участка под принадлежащими заявителю объектами недвижимого имущества, ИП Селезневым С.В. были заказаны кадастровые работы для формирования земельного участка. Заключением кадастрового инженера установлено, что на земельный участок под принадлежащим заявителю нежилым помещением, общей площадью 589,3 кв.м., номера на поэтажном плане 2, 3 частично налагается временный земельный участок с кадастровым номером 02:55:020411:462 (т. 1 л.д. 17).

05.11.2014 предприниматель Селезнев С.В. обратился в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа с заявлением о направлении в Федеральное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Башкортостан заявления о  снятии с кадастрового учета временного земельного участка с кадастровым номером 02:55:020411:462 (т. 1 л.д. 15).

Письмом от 04.12.2014 № С15443 Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа отказало предпринимателю Селезневу С.В. в снятии с кадастрового учета временного земельного участка с кадастровым номером 02:55:020411:462 в связи с отсутствием на это правовых оснований (т. 1 л.д. 16).

Считая данный отказ незаконным, предприниматель Селезнев С.В.  обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При разрешении настоящего спора арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020411:462 площадью 1541 кв.м., расположенный по адресу: г. Уфа, ул. Фронтовых бригад, д. 10, предоставлен в аренду ООО «Металлпром-Инвест» на основании договора аренды от 23.03.2015 № 89-15. Сделав вывод о наличии в рассматриваемом случае спора о праве, суд счел, что настоящее дело не может быть рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Избрание заявителем ненадлежащего способа защиты права, который не может привести к восстановлению нарушенного права, послужило арбитражному суду основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо само определяет способ защиты его нарушенного права. Выбор способа защиты зависит от характера спорного правоотношения и регулирующих его норм права. Вместе с тем если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обратившееся в суд за защитой своего нарушенного права, вправе применять лишь этот способ.

Возможность выбора лицом, полагающим, что его права нарушены, того или иного способа защиты предполагает необходимость учета им характера допущенного в отношении него нарушения, поскольку выбранный им способ защиты должен способствовать восстановлению его нарушенного права и удовлетворять материально-правовой интерес.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих правоприменительных решениях неоднократно подчеркивал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, в том числе на судебное обжалование решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином или объединением граждан по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2011 № 450-О-О, от 18.07.2006 № 367-О).

Гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция Российской Федерации одновременно предусматривает, что порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством (пункт «о» статьи 71, часть 1 статьи 76).

Предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, что не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту; закрепленные законодателем требования - при обеспечении каждому возможности обратиться в суд - обязательны для истца (заявителя).

Таким образом, если истец (заявитель) избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению, и не обеспечивающий восстановление прав, либо обратился в порядке, не предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, его требования не могут быть удовлетворены.

Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) регулируются отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным Законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о государственном кадастре недвижимости каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер).

По смыслу статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об объекте недвижимости являются уникальными, позволяющими отграничить учтенный объект от всех иных подобных объектов.

Согласно части 1 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер за исключением предусмотренных названной нормой случаев. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

В силу части 3 статьи 20 Закона о государственном кадастре недвижимости с заявлениями об учете изменений объектов

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 по делу n А76-5419/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также