Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 по делу n А07-27774/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-8078/2015 г. Челябинск
06 августа 2015 года Дело № А07-27774/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 мая 2015г. по делу № А07-27774/2014 (судья Симахина И.В.). В заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан – Медведева Л.Д. (доверенность от 12.01.2015 №8). Администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление ФАС по Республике Башкортостан, заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Управление) о признании недействительными решения №А-118/15-14 и предписания №164-А-118/15-14 от 09.10.2014. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих требования относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество «Колос», Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Мелеузовскому району и городу Мелеузу (далее – ЗАО «Колос», Комитет, третьи лица). Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.05.2015 заявленные требования удовлетворены. Решение №А-118/15-14 и предписание №164-А-118/15-14 от 09.10.2014 признаны недействительными. Не согласившись с вынесенным решением, Управление ФАС по Республике Башкортостан обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на то, что вывод суда о том, что антимонопольный орган вышел за пределы своих полномочий, поскольку спорные отношения имеют гражданско-правовой характер и подлежат разрешению в судебном порядке, противоречит пункту 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30. Администрация препятствовала реализации преимущественного права на заключение с ЗАО «Колос» договоров аренды образуемых и измененных земельных участков, тем не менее продолжала начислять арендную плату. Действия Администрации ограничивают конкуренцию между хозяйствующими субъектами, функционирующими на сельскохозяйственном рынке, а также приводит к необоснованному препятствованию в возможном оформлении прав ЗАО «Колос» на земельные участки. Не согласен с выводом суда о том, что поскольку спор между Администрацией и обществом возник в рамках гражданских правоотношений, применение к ним положений действующего законодательства о сроках ответов на обращения органами местного самоуправления является неправомерным. Администрация вмешивалась в хозяйственную деятельность ЗАО «Колос», создавала необоснованные барьеры данному субъекту, и данные действия не могли не влиять на конкурентную среду, ограничивали права ЗАО «Колос» в предпринимательской сфере и были направлены на ограничение доступа данного общества на сельскохозяйственный рынок. От Администрации в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание заявитель и третьи лица не явились. С учетом мнения представителя заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя и третьих лиц. В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 29.09.2003 между Администрацией (арендодатель) и ЗАО «Колос» (арендатор) заключен договор аренды №248 находящегося в государственной собственности земельного участка (т.2, л.д.37-39), по условиям которого на основании постановления главы Администрации от 08.09.2002 №1195 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель земли сельскохозяйственного назначения, имеющий кадастровый номер 02:37:000000:0011, общей площадью 7 762,1 га, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, в границах СПК «Победа». В 2007 году в Единый государственный реестр земель по состоянию на 01.01.2007 были внесены сведения о ранее учтенном земельном участке площадью 69 981 050 га с кадастровым номером 02:37:000000198, сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:37:000000:11 были переведены в статус «Архивный» 15.12.2007. Впоследствии из земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000198 путем раздела образованы земельные участки с кадастровым номером 02:37:100101:31 площадью 960 960 кв.м., 02:37:000000:263 площадью 63 020 090 кв.м. В свою очередь из земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:263 образованы земельные участки с кадастровым номером 02:37:060201:238 площадью 158 кв.м., с кадастровым номером 02:37:000000:300 площадью 63 020 090 кв.м. Из земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:300 образованы земельные участки с кадастровым номером 02:37:000000:303 площадью 38 680 000 кв.м., с кадастровым номером 02:37:0000000:304 площадью 9 442 000 кв.м. Из содержания постановления Администрации №805 от 20.04.2007 следует, что формирование земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:303 (02:37:000000:0011 (часть Б)) было произведена в целях предоставления в общую долевую собственность граждан, имеющих права на бесплатное получение земельной доли (пая). В настоящее время названный земельный участок арендуется ЗАО «Колос» у физических лиц. ЗАО «Колос» 26.11.2013 обратилось с заявлением в Администрацию (т.2, л.д. 83), в котором указало, в том числе, следующее: «Пунктом 2 Постановления №805 от 20.04.2007 единое землепользование с кадастровым номером 02:37:000000:11(Б) было изъято у ЗАО «Колос» и предоставлено в общую (долевую) собственность граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения согласно списку (протокол от 14.02.2007). В связи с тем, что единое землепользование с кадастровым номером 02:37:000000:11(Б) изъято у ЗАО «Колос», а оставшийся земельный участок, находящийся в фактическом пользовании ЗАО «Колос» образованный в результате преобразования земельного участка 02:37:000000:11(А) сформирован надлежащим образом, в установленном законом порядке, как индивидуально-определенный объект недвижимого имущества, просим Вас внести изменения в договор аренды №248 находящегося в государственной собственности земельного участка от 29.09.2003». К названному обращению, как следует его текста, были приложены копии кадастровых паспортов с кадастровыми номерами 02:37:000000:1676, 02:37:000000:304, 02:37:000000:1675, 02:37:050401:100, 02:37:061001:30. Указанное обращение было получено заявителем 05.12.2013 и зарегистрировано за входящим номером 6565, о чем свидетельствует соответствующая отметка в его нижней части. Письмом №4578 от 31.12.2013 (т.1, л.д.20) Администрация сообщила ЗАО «Колос» о необходимости предоставления сведений, позволяющих отнести земельные участки с кадастровыми номерами 02:37:000000:1676, 02:37:000000:1675, 02:37:050401:100 с образованными в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:0011, а также проведения кадастровых работ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 02:37:000000:304 и 02:37:061001:30 для внесения изменений в договор аренды. Кроме того, в связи с получением обращения ЗАО «Колос» Администрацией 22.04.2014 был направлен запрос №275 в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан (далее – Кадастровая палата) об образовании вышеназванных земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:0011 (т.1, л.д.21-22). В ответ на обращение Администрации Кадастровой палатой было направлено сообщение от 13.05.2014 № 05252 (т. 1, л.д. 23-24), в котором были приведены сведения о преобразовании земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:0011, а также было указано, что земельный участок с кадастровым номером 02:37:000000:304 является одним из последующих номеров земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:0011, к которому иные земельные участки с кадастровыми номерами 02:37:000000:1676, 02:37:000000:1675, 02:37:050401:100 отношения не имеют. Ссылаясь на неполучение ответа Администрации на обращение от 26.11.2013, общество обратилось с соответствующей жалобой в антимонопольный орган, указывая, что заявитель создает препятствия в использовании земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:11. По результатам рассмотрения жалобы ЗАО «Колос» Управлением ФАС по Республике Башкортостан приняты оспариваемое решение и предписание (т.1, л.д.14-18). Согласно решению антимонопольного органа в действиях Администрации признано нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон №135-ФЗ), поскольку бездействия Администрации, выразившиеся в оставлении обращения общества от 26.11.2013 о внесении изменений в договор аренды №248 от 29.09.2003 без рассмотрения, препятствуют реализации прав данного общества на приобретение земельных участков, образуемых и измененных из земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:11, так как в соответствии с Земельным кодексом имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования, тем самым создает препятствие в использовании земельных участков, образованных из земельного участка, переданного ЗАО «Колос» по договору аренды №248 от 29.09.2003, а значит осуществлению хозяйственной деятельности ЗАО «Колос» на таких участках. Управлением ФАС по Республике Башкортостан заявителю выдано предписание №164-А-118/15-14 от 09.10.2014, предписывающее устранить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ. С целью исполнения настоящего предписания Администрации необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно – рассмотреть обращение ЗАО «Колос» от 26.11.2013 о внесении изменений в договор аренды №248 от 29.09.2003 с учетом положений пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации (т.1, л.д.18). Не согласившись с названными решением и предписаниями антимонопольного органа, заявитель обратился с соответствующими требованиями в суд. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что антимонопольный орган вышел за пределы предоставленных ему действующим законодательством полномочий и разрешил возникший между хозяйствующими субъектами гражданско-правовой спор. Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 по делу n А07-5014/2015. Отменить решение, Утвердить мировое соглашение, Прекратить производство по делу (ст.139, 269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|