Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2015 по делу n А07-197/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-7760/2015 г. Челябинск
04 августа 2015 года Дело № А07-197/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Карпусенко С.А., судей Бабиной О.Е., Румянцева А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шишко О.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Предприятие промышленного железнодорожного транспорта» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.05.2015 по делу № А07-197/2015 (судья Мавлютов И.Т.). В заседании принял участие представитель: общества с ограниченной ответственностью «Газпромтранс» - Леонтьев Д.А. (паспорт, доверенность № 140/15 от 02.03.2015);
Общество с ограниченной ответственностью «Газпромтранс», г. Челябинск (ОГРН 1027728000871) (далее – ООО «Газпромтранс», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Предприятие промышленного железнодорожного транспорта», г. Салават Республики Башкортостан (ОГРН 1100266000240) (далее – ООО «Предприятие промышленного железнодорожного транспорта», ответчик) о взыскании 5 257 500 руб. штрафа за обнаружение в порожних вагонах остатков перевозимого груза. Решением суда первой инстанции от 20.05.2015 (резолютивная часть от 18.05.2015) исковые требования ООО «Газпромтранс» удовлетворены. В апелляционной жалобе ООО «Предприятие промышленного железнодорожного транспорта» просило решение суда первой инстанции изменить в части взыскания в пользу истца 3 347 500 руб., в указанной части принять новый судебный акт, в удовлетворении требований ООО «Газпромтранс» в указанной части отказать, в остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения. В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы ООО «Предприятие промышленного железнодорожного транспорта» ссылалось на неправомерность признания судом актов формы ГУ-7а допустимыми и надлежащими доказательствами по рассматриваемому делу. Мотивы непринятия в качестве надлежащих доказательств представленных ответчиком в обоснование контррасчета задолженности актов ГУ-23 в обжалуемом решении не указаны. По мнению апеллянта, надлежащим доказательством неочистки вагонов является акт общей формы, составленный на выставочных железнодорожных путях при передаче порожних вагонов перевозчику. Истцом данные акты не представлены, в связи с чем нарушение ответчиком обязательства по обеспечению выгрузки материалами дела не подтверждается. Каких-либо претензий по факту неочистки принимаемых вагонов со стороны представителей перевозчика ответчику не предъявлялись, вагоны были приняты к перевозке без замечаний. Кроме того, ответчик считает, что представленные истцом акты формы ГУ-7а оформлены ненадлежащим образом. В обоснование данного довода ответчик указал, что согласно п. 8.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 45, акт о недосливе цистерн должен подписываться уполномоченными представителями перевозчика. Представленные акты подписаны приемосдатчиками груза и багажа ст. Сургут и осмотрщиком цистерн. Содержание акта утвержденной форме ГУ-7а не соответствует. По мнению апеллянта, доказательством надлежащей очистки ряда вагонов являются представленные им акты формы ГУ-23. Согласно расчету ответчика, составленному на основании данных актов, истцом необоснованно начислен штраф по претензиям №11/-122014/279 от 12.01.2015, №10/-042014/13 от 27.05.2014, №11/-012015/300 от 26.01.2015, №11/-012015/301 от 26.01.2015, №11/-012015/293 от 19.01.2015, №11/-022015/319 от 12.02.2015 в сумме 3 347 500 руб. Отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представлены. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание ответчик не явился, до начала судебного заседания представил в суд ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. С учетом мнения представителя истца в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика. В судебном заседании представитель истца по доводам апелляционной жалобы возразил, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Согласно письменным пояснениям истца, представленным в судебном заседании и приобщенным к материалам дела, акты ГУ-7а правомерно приняты судом в качестве надлежащих доказательств. Доводы ответчика о подписании актов ГУ-7а ненадлежащим представителем перевозчика безосновательны. Представленные ответчиком акты формы ГУ-23 надлежащим доказательством очистки вагонов не являются. Заявленные истцом требования обоснованны. Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, на основании заключенного между ООО «Газпромтранс» и ООО «Предприятие промышленного железнодорожного транспорта» договора транспортной экспедиции на вывоз груза № 1200231/698 от 24.12.2012 экспедитор ООО «Газпромтранс» оказывал клиенту ООО «Предприятие промышленного железнодорожного транспорта» услуги по экспедированию грузов с использованием собственного или привлеченного для этих целей подвижного состава. В соответствии с пунктом 2.3.11 договора, клиент обязуется обеспечить выгрузку груза (грузополучателем и/или иным лицом), при этом остаток груза в вагоне, а в случае перевозки сжиженных газов остаточное давление в вагоне после слива должны соответствовать нормам, установленным действующими правилами перевозок грузов. Истец указывает, что выгрузка груза из вагонов и их очистка не были исполнены ответчиком надлежащим образом. По прибытии вагонов на промывочно-пропарочную станцию обнаружено, что остаток ранее перевозимого груза превышает установленную норму и составляет более 1 см. Данное обстоятельство зафиксировано в актах формы ГУ-7а о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном на промывочно-пропарочной станции, составленных в соответствии с действующими Правилами перевозок грузов и в актах комиссионного осмотра. Согласно пункту 4.1.6 договора, предусмотрено, что в случае обнаружения и документального подтверждения наличия в порожних вагонах остаточного давления после слива с отклонением от установленных норм, а также остатков перевозимого груза, превышающих нормы, установленные действующими правилами перевозок грузов, клиент уплачивает штраф в размере 7 500 руб., за каждый вагон. Таким образом, по расчету истца сумма штрафа составила 5 257 500 руб. Истец направил в адрес ответчика претензии №№10/-042014/13, 10/12-012014/7 с приложением счетов на оплату, расчетом претензионных требований, данных ГВЦ, копий актов о недосливе, копий актов о готовности цистерн под налив, копии ж/д накладных, копии счет- фактур, копии приложений к договору. Ссылаясь на то, что ответчик сумму штрафа в добровольном порядке не возместил, ООО «Газпромтранс» обратилось с рассматриваемым исковым заявлением в суд. В качестве правового обоснования заявленных требований истец указал статьи 309, 310, 330, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации. Удовлетворяя исковые требования ООО «Газпромтранс» в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что факт обнаружения остатков груза в порожних вагонах подтвержден материалами дела, ответчиком доказательств оплаты суммы штрафа не представлено. Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и требованиям действующего законодательства. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. На основании ст. 44 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - УЖТ РФ) основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. В силу п. 2 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 46 очищенными признаются вагоны и контейнеры (кроме вагонов-цистерн, бункерных полувагонов), из которых после выгрузки грузов удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в (на) контейнерах, а также на ходовых частях вагонов (балках, тележках, крышках люков) и межвагонных соединений, кроме несъемного и съемного оборудования вагонов, которые не выдаются вместе с грузом. Очищенными признаются вагоны-цистерны и бункерные полувагоны при условии, если во внутренней и на внешней поверхности котлов или бункеров не имеется наличия остатков грузов. В разделе 8 приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 45 «Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом», в случае обнаружения в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях цистерны (бункерного полувагона) с остатком груза более нормы, установленной правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов перевозчиком составляется акт о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции (приложение № 7 к данным правилам, форма ГУ-7а). Акт о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива на промывочно-пропарочной станции, подписывается уполномоченными представителями перевозчика. Согласно пункту 1.2 указанных Правил перечень лиц представителей перевозчика, уполномоченных составлять и подписывать акты при перевозках грузов железнодорожным транспортом, устанавливается перевозчиком. Приказом ОАО «РЖД» № 2 от 12.01.2006 утвержден и введен в действие с 20.01.2006 года Перечень уполномоченных представителей ОАО «РЖД», в функциональные обязанности которых входит выполнение коммерческих операций, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом, согласно пункту 12 которого на основании пункта 1.2 Правил составления актов при перевозках грузов акт о недосливе цистерны, обнаруженном в пункте налива или промывочно-пропарочной станции вправе составить осмотрщик вагонов, старший осмотрщик вагонов, начальник вагонного, заместитель начальника вагонного депо, начальник пункта технического обслуживания вагонов, осмотрщик-ремонтник вагонов, старший осмотрщик-ремонтник вагонов, начальник промывочно-пропарочной станции, заместитель начальника промывочно-пропарочной станции, мастер вагонного депо, мастер участка производства (включая старшего), начальник железнодорожной станции, заместитель начальника железнодорожной станции, бригадир (освобожденный) предприятия железнодорожного транспорта и метрополитена, приемосдатчик груза и багажа (включая старшего). То есть любое указанное уполномоченное лицо. По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 2.3.11 заключенного между сторонами договора транспортной экспедиции на вывоз груза № 1200231/698 от 24.12.2012 ООО «Предприятие промышленного железнодорожного транспорта» обязалось обеспечить выгрузку груза (грузополучателем и/или иным лицом), при этом остаток груза в вагоне, а в случае перевозки сжиженных газов остаточное давление в вагоне после слива должны соответствовать нормам, установленным действующими правилами перевозок грузов. Вместе с тем, судом установлено, что ответчик принятые на себя обязательства по договору исполнил ненадлежащим образом, поскольку по прибытии вагонов на промывочно-пропарочную станцию обнаружено, что остаток ранее перевозимого груза превышает установленную норму и составляет более 1 см. Данное обстоятельство подтверждается представленными истцом актами формы ГУ-7а о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном на промывочно-пропарочной станции, составленных в соответствии с действующими Правилами перевозок грузов и в актах комиссионного осмотра. Так, акты формы ГУ-7а содержат указания номеров вагонов, в которых обнаружены остатки груза, реквизиты пересылочной накладной, сведения о станции с которой прибыли порожние вагоны, количество остатка груза. Пунктом 4.1.6 заключенного между сторонами договора транспортной экспедиции на вывоз груза № 1200231/698 от 24.12.2012 предусмотрено, что в случае обнаружения и документального подтверждения наличия в порожних вагонах остаточного давления после слива с отклонением от установленных норм, а также остатков перевозимого груза, превышающих нормы, установленные действующими правилами перевозок грузов, клиент уплачивает штраф в размере 7 500 руб., за каждый вагон. Согласно расчетам истца сумма штрафа составила 5 257 500 руб. Ответчик доказательства несоразмерности заявленного истцом размера штрафа последствиям нарушения обязательств не представил. Доказательств надлежащего исполнения ответчиком обязательства по оплате штрафа в материалах дела также не имеется. Оценив представлены истцом в обоснование исковых требований документы, в том числе акты формы ГУ-7а по правилам, определенным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их взаимосвязи и совокупности, установив, что ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по очистке вагонов подтверждено материалами дела, требование ООО «Газпромтранс» о взыскании с ООО «Предприятие промышленного железнодорожного Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2015 по делу n А07-6193/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|