Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А07-1937/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-8213/2015

г. Челябинск

 

29 июля 2015 года

Дело № А07-1937/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Карпачевой М.И.,

судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нефтехимремстрой" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2015 по делу № А07-1937/2015 (судья Харисов А.Ф.).

Открытое акционерное общество "Нефтехимстрой" (далее – заявитель, общество, ОАО «НХРС») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Управления по земельным ресурсам городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженного в письме за N Г-401 от 22.01.2015 об отказе в передаче в собственность ОАО "Нефтехимремстрой" земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:196, расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Юбилейная,19, обязании Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда направить в адрес ОАО "Нефтехимремстрой" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:196, расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Юбилейная,19 (л.д.50-53).

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Главархитектура, л.д. 1-6).

Решением суда от 27.05.2015 (резолютивная часть от 20.05.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 90-101).

В апелляционной жалобе общество (далее также – податель жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на недоказанность обстоятельств, которые суд считал установленными (л.д. 107-109).

В обоснование доводов жалобы апеллянт указал на отсутствие в ст. 28 федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» ограничения отчуждения земельных участков, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных либо общественных интересах. Кроме того, по мнению апеллянта, отсутствие государственной регистрации резервирования спорного земельного участка лишает резервирование юридической силы и возможности выступать основанием для отказа в предоставлении такого земельного участка.

Также податель жалобы ссылается на отсутствие доказательств нахождения части спорного земельного участка  в границах красных линий и пояснения Главархитектуры о нахождении земельного участка в границах красных линий планируемой улицы Юбилейная, об отсутствии документации по планировке соответствующей территории.

Как указывает заявитель, в Администрацию он обратился 12.01.2015, решение об отказе в предоставлении земельного участка принято 22.01.2015, а суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, сослался на тот факт, что земельный участок зарезервирован в соответствии с решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 № 41/6 «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд».

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.

В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, открытое акционерное общество "Нефтехимремстрой" (заявитель) является собственником объекта недвижимости: нежилых строений (производственная база), общей площадью 9021,30 кв. м, литера А, А1, А2, АЗ, А4, А5, А6, данные объекты недвижимости расположены по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Юбилейная, 19, о чем представлено свидетельство о государственной регистрации права 04АА N 556411 от 14.08.2006 года (л.д. 21) и находятся на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030312:196, общей площадью 18 478 кв. м, принадлежащем истцу на праве аренды по договору N М27-09 аренды земельного участка от 10.03.2009, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.012015 (л.д. 19).

Письмом от 12.01.2015 (л.д. 12) заявитель обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан (заинтересованное лицо) с заявлением в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:196, общей площадью 18 478 кв. м с приложением документов.

22.01.2015 письмом за N Г-401 Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:196, общей площадью 18 478 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Юбилейная, 19 отказано, поскольку часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий. Управлением по земельным ресурсам Администрации городского город Уфа Республики Башкортостан в указанном письме сообщено, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий. Со ссылкой на ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в которой приводится понятие красных линий, а  также п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, запрещающий предоставление в частную собственность земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, орган местного самоуправления сообщил о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность.

Посчитав данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы предпринимателя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок не подлежит приватизации, поскольку частично расположен в границах красных линий и зарезервирован для муниципальных нужд в установленном законом порядке путём внесения в решение о резервировании земель сведений об испрашиваемом земельном участке: земельный участок с кадастровым номером 02:55:030312:196 включен в состав зарезервированных земель согласно приложению №1 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".

Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает решение подлежащим отмене в силу следующего.

Из анализа норм статей 198, 200 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения и действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения и действия (бездействия) лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.

В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований имеется.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных этим Кодексом, федеральными законами.

Как установлено ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (часть 2 статьи 15 ЗК РФ).

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а  земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27 ЗК РФ).

Подпунктом 13 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, отнесены к категории ограниченных  в обороте земель.

Пунктом 8 статьи 28 федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" также установлен запрет на отчуждение в соответствии с настоящим Федеральным законом находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Из обжалуемого отказа следует, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», при рассмотрении дел о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействий), в частности, органов местного самоуправления, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).

Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) (п.п. 11 ч. 1  Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (ч. 12 ст. 85 ЗК РФ).

Согласно положениям ст. 16 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд может осуществляться соответственно Правительством Республики Башкортостан или органами местного самоуправления на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации.

Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 № 32/15 «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» (далее – Решение 32/15) зарезервированы земельные участки в границах, определенных приложением № 1 к настоящему решению, для муниципальных нужд на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, относящиеся к категории земель населенного пункта, ориентировочной площадью 7885,0 га, в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур с ограничением предоставления их в собственность до 01.01.2015.

В приложении № 1 к указанному решению утверждена схема размещения зарезервированных земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для государственных и муниципальных нужд.

Как следует из письменных пояснений Главархитектуры, земельный участок с кадастровым номером 02:55:030312:196 расположен в границах красных линий планируемой улицы Юбилейная согласно документации по планировке территории, разработанной в 1972 году. Документация по утверждению данных красных линий не сохранилась.  Указанный земельный участок является зарезервированным в соответствии с приложением № 1 к решению 32/15, в приложении №2 (перечень земельных участков) к решению 32/15 данного земельного участка не имеется (л.д. 68). Апелляционный суд отмечает также и факт отсутствия в указанном перечне предыдущих кадастровых номеров указанного земельного участка.

Кроме того, в решении 32/15  срок резервирования был установлен до 01.01.2015, тогда как соответствующее заявление общества "НХРС" поступило в Администрацию 12.01.2015 (л.д. 12), оспариваемое решение датировано 22.01.2015 (л.д. 13).

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что  из содержания решения 32/15, на которое сослалось заинтересованное лицо в оспариваемом отказе, не следует, что спорный земельный зарезервирован для муниципальных нужд городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Апелляционный суд считает, что границы резервируемых земель, установленные решением Совета городского округа город Уфа Республики

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А47-11642/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также