Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А47-5646/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-7961/2015 г. Челябинск
29 июля 2015 года Дело № А47-5646/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Карпачевой М.И., судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торгово-закупочная база» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.05.2015 по делу № А47-5646/2014 (судья Цыпкина Е.Г.). Общество с ограниченной ответственностью «Торгово-закупочная база» (далее – ООО «ТЗБ», истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Администрации города Бузулука (далее –заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным Постановления Администрации г.Бузулука № 168-п от 26.03.2014 «Об отмене постановления администрации города от 17.01.2013 №59-п «О разделении и формировании земельных участков». К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Кшнякина Антонина Сергеевна (далее по тексту – третье лицо). Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.05.2015 (резолютивная часть объявлена 12.05.2015) в удовлетворении исковых требований отказано. (т.2 л.д. 58-62). С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО «ТЗБ» (далее также – податель жалобы, апеллянт) просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований (т. 2 л.д. 68-72). В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными. Апеллянт указал, что в оспариваемом постановлении отсутствуют указания причин и законных оснований его принятия и отмены ранее вынесенного постановления. Кроме того, апеллянт указывает на невозможность отмены ненормативного правового акта, на основании которого уже возникли и реально существуют гражданско-правовые отношения, в частности договор купли-продажи земельного участка, заключенного с заявителем от 10.06.2013. Действия Администрации повлекли удовлетворение исковых требований по гражданскому делу по иску Княшкиной. Возникшие в данной ситуации права могли быть оспорены только в судебном порядке. К дате судебного заседания Администрация представила возражения на апелляционную жалобу, в которых указала, что с доводами апелляционной жалобы не согласна, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судебного акта. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон и третьего лица не явились. В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц. Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «ТЗБ» на праве собственности принадлежит здание ООО «ТЗБ», а также 75/100 долей в праве собственности на здание овощехранилища литер Б, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 56:38:0214012:79 общей площадью 4 317 кв.м., принадлежащем последнему на праве постоянного бессрочного пользования (л.д.8-10 т.1). Постановлением Администрации г.Бузулука (далее по тексту – ответчик, Администрация) № 59-п от 17.01.2013 «О разделении и формировании земельного участка» (далее по тексту – постановление № 59-п) по результатам проведенных межевых работ из указанного выше земельного участка сформированы два отдельных земельных участка под каждым зданием: под административным зданием ООО «ТЗБ» - земельный участок площадью 1 779 кв.м., под зданием овощехранилища литер Б - земельный участок площадью 2 538 кв.м., поставленные на кадастровый учет за кадастровыми номерами 56:38:0214023:150 и 56:38:0214023:149 соответственно (л.д.14 т.1). Постановлением Администрации № 45-п от 07.06.2013 «О купле-продаже земельного участка» (далее по тексту – постановление № 45-п) принято решение о передаче Обществу в собственность земельного участка площадью 1 779 кв.м. с кадастровыми номерами 56:38:0214023:150, а 10.06.2013 между ООО «ТЗБ» и ответчиком заключен договор купли-продажи этого земельного участка (далее по тексту –договор от 10.06.2013 – л.д.15 т.1). Кшнякина Антонина Сергеевна (далее по тексту – третье лицо) обратилась в Бузулукский районный суд Оренбургской области с иском о: признании недействительными постановления № 59-п, постановления № 45-п, договора от 10.06.2013; применении последствий недействительности сделки - возврата сторон в первоначальное положение; прекращении за ООО «ТЗБ» права собственности на земельный участок площадью 1 779 кв.м., с кадастровым номером 56:38:0214023:150 ( л.д.31-36 т.1). 26.03.2014 Администрацией издано постановление № 168-п «Об отмене постановления администрации города от 17.01.2013г. №59-п «О разделении и формировании земельных участков» (далее по тексту – постановление № 168-п –л.д.13 т.1). Не согласившись с постановлением № 168-п, Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 01.08.2014 были признаны недействительными документы о межевании земельных участков с кадастровыми номерами 56:38:0214023:149 и 56:38:0214023:150, постановление № 45-п, договор от 10.06.2013 и применены последствия недействительности сделки (л.д.127-139 т. 1). Решение в указанной части вступило в законную силу, что подтверждено апелляционным определением Оренбургского областного суда от 21.01.2015 (л.д. 6-15 т.2). Отказывая заявителю в удовлетворении требования, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация, издавая оспариваемое постановлением № 168-п и отменяя им ранее изданное постановление № 59-п, действовала в пределах предоставленных ей полномочий в порядке самоконтроля при наличии к тому оснований – незаконности отменяемого постановления. Учитывая, что принятым впоследствии решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 01.08.2014 были отменены эти гражданско-правовые последствия, а также установлена незаконность формирования земельных участков с кадастровыми номерами 56:38:0214023:150 и 56:38:0214023:149 ввиду нарушения порядок межевания, суд первой инстанции посчитал недопустимым исключительно формальный подход к рассматриваемым правоотношениям, а именно оценку оспариваемого решения исключительно на дату его принятия без учета обстоятельств, установленных, вступившим в законную силу, решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 01.08.2014, ввиду чего отклонил соответствующие доводы заявителя. В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В рассматриваемой ситуации основанием для обращения в суд с заявленными требованиями послужили действия Администрации, выразившиеся в принятии постановления об отмене ненормативного правого акта, которым был произведен раздел земельного участка и формирование новых земельных участков в порядке ст.11.4 и 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) по заявлению ООО «ТЗБ». Согласно п.п. 1, 2, 4 ст. 11.2 ЗК РФ в редакции, действовавшей на дату издания оспариваемого постановления – 26.03.2014г.) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи. В соответствии с п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. Как установлено п.п. 1, 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса РФ. Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, постановлением Администрации № 59-п по результатам проведенных работ по межеванию и разделению земельного участка с кадастровым номером 56:38:0214023:79 площадью 4 317 кв.м., на котором расположены здание ООО «ТЗБ» и здание овощехранилища литер Б, сформированы два отдельных земельных участка под каждым зданием: под административным зданием ООО «ТЗБ» - земельный участок площадью 1 779 кв.м., под зданием овощехранилища литер Б - земельный участок площадью 2 538 кв.м., впоследствии поставленные на кадастровый учет за кадастровыми номерами 56:38:0214023:150 и 56:38:0214023:149 соответственно. Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что Обществу на праве собственности принадлежит здание ООО «ТЗБ», а также 75/100 долей в праве собственности на здание овощехранилища литер Б. Остальные 25/100 долей в праве собственности на здание овощехранилища литер Б принадлежат физическим лицам (в том числе третьему лицу), которые также являются пользователями соответствующих долей земельного участка, расположенного под овощехранилищем, на основании распоряжения главы города Бузулука Оренбургской области от 13.09.2005 № 102 «О предоставлении земельного участка в аренду». Вместе с тем, как установлено вступившим в законную силу решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 01.08.2014 при межевании земельного участка с кадастровым номером 56:38:0214023:79 не было получено письменное согласование с третьим лицом (Кшнякиной А.С.) раздела данного земельного участка, что свидетельствует о нарушении порядка межевания, выразившемся в неизвещении иных пользователей этого земельного участка, и соответственно, противоречит требованиям статьи 11.2 ЗК РФ. В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. По смыслу приведенных норм муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт в случае изначального принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством. Из положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в совокупности следует, что отменяющий акт должен также соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Отмена ранее вынесенного акта, как и любые акты органа местного самоуправления, не могут противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности. Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А47-12573/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|