Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу n А47-12874/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-5894/2015

г. Челябинск

 

17 июля 2015 года

Дело № А47-12874/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимохина О.Б.,

судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,

при ведении протокола помощником судьи Тихоновой Ю.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02 апреля 2015 года по делу № А47-12874/2014 (судья Мирошник А.С.).

В судебном заседании принял участие представитель открытое акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» - Авдюшкина В.В. (паспорт, доверенность от 29.04.2015).

Открытое акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» (далее - заявитель, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ, инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания № ПР-4101/1 от 12.11.2014.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (далее - третье лицо, ОАО «МРСК Волги»).

Решением суда от 02 апреля 2015 года (резолютивная часть объявлена 27 марта 2015 года) заявленные требования удовлетворены.

Инспекция, не согласившись с таким решением, обжаловала его в апелляционном порядке - в жалобе просит судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заинтересованное лицо указало, что согласно законодательству граница балансовой принадлежности проходит точно в том месте, где заканчивается имущественное право электросетевой организации, поставляющей электроэнергию потребителям, и начинается имущественное право потребителей.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 23.11.2011 граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон находится на наконечных кабелей в месте присоединения в ВРУ жилого дома № 2 А по ул. Беляева города Орска.

Решение вопроса проведения электротехнических работ в ВРУ жилого дома относится в компетенции общего собрания собственников помещений данного дома.

ГЖИ считает, что приборы учета электроэнергии типа РиМ 889.02 №000345, 000414, 000415 не являются общедомовыми, поскольку расположены не на границе балансовой принадлежности и к ним подключены объекты (коммерческие точки), находящиеся за пределами многоквартирного дома.

Начисление размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, необходимо осуществлять по нормативу потребления в соответствии с действующим законодательством.

К электросетям многоквартирного дома и вышеуказанным приборам учета электроэнергии подключен объект (коммерческая точка), находящийся за пределами жилого дома - ИП Сысуева И.В.

Однако решение собственников помещений в данном доме о подключении торгового павильона к ИП Сысуева И.В. в нарушение требований действующего законодательства отсутствует.

По мнению ГЖИ, заявителем и третьим лицом не представлены документы, подтверждающие отсутствие технической возможности установки указанных приборов учета на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (акт от 23.11.2011) в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

До начала судебного заседания от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» не согласилось с доводами, изложенными в жалобе, и просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Общество считает, что действующим законодательством не установлен запрет на установку общедомового прибора учета электрической энергии в многоквартирном доме исключительно в границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики. Потери электрической энергии, возникающие на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергии (электропринимающих устройств) до места установки прибора учета, жители многоквартирного дома № 2А по ул. Беляева города Орска не оплачивают. Общество осуществляет расчеты объема потребления электроэнергии, поставленного в указанный многоквартирный дом, в соответствии с действующим законодательством. Поэтому вынесенное инспекцией предписание является недействительным, поскольку нарушает права и законные интересы общества как исполнителя коммунальных услуг. Кроме того, заявитель критически относится к доводу жалобы о необходимости получения решения собственников многоквартирного дома о подключении к ОДПУ торгового павильона ИП Сысуева И.В., поскольку данный довод не является предметом проверки, проводимой ГЖИ.

Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного и третьего лиц не явились. До начала судебного заседания от ГЖИ поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

С учетом мнения явившегося представителя общества, а также заявленного ходатайства, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ГЖИ и ОАО «МРСК Волги».

В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ГЖИ в ходе проверки установлено, что собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Оренбургская область, город Орск, ул. Беляева, д. 2А, избран способ управления - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.

ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» осуществляет электроснабжение названного многоквартирного дома, который оборудован тремя приборами учета электрической энергии типа РиМ 889.02 №000345, 000414, 000415, установленными обществом в РУ-0,4 кВ ТП-276 за пределами многоквартирного дома.

Инспекция в акте № А-4101 от 12.11.2014 (т. 1, л.д. 9-11) указывает, что данные приборы учета не являются общедомовыми приборами учета электрической энергии, поскольку установлены не на границе балансового разграничения эксплуатационной ответственности электрических сетей и установок, кроме того, к вышеуказанным приборам учета электроэнергии подключены объекты (коммерческие точки), находящиеся за пределами многоквартирного дома.

Также в акте указано, что начисление размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в многоквартирном доме необходимо осуществлять по нормативу потребления в соответствии с действующим законодательством.

12 ноября 2014 года инспекцией выдано предписание № ПР-4101/1 об устранении обществом выявленных нарушений (т. 1, л.д. 12), где указан характер нарушений - «При исчислении размера платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды по многоквартирному дому № 2 А по ул. Беляева г. Орска, в расчетах применяются показания приборов учета электроэнергии, не являющихся общедомовыми приборами учета. В целях недопущения нарушения прав потребителей  ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» необходимо привести начисление платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме № 2 А по ул. Беляева города Орска, с 01.09.2012 в соответствии с действующим законодательством».

Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что требования предписания являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества.

Оценив в порядке ст. 71, 198, 200, 201 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения, постановления и (или) действий (бездействия) государственного органа необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Согласно п. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании п. 3, 4 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Согласно п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - Основные положения) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В силу п. 8 Правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

С учетом изложенного, коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, состоящий из одного или нескольких средств измерения, должен быть установлен на месте соединения с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы по следующим основаниям.

В силу п. 144 Основных положений определено, что в случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу n А07-318/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также