Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2015 по делу n А47-10837/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-6476/2015

г. Челябинск

 

06 июля 2015 года

Дело № А47-10837/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,

судей Малышевой И.А. и Костина В.Ю., 

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную  жалобу  Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району                 г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.04.2015 по делу № А47-10837/2014 (судья Третьяков Н.А.).

В заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга –  Щербаков Л.А. (доверенность № 10-23/01999 от 20.02.2015).

 15.10.2014 индивидуальный предприниматель Гулинская Лариса Андреевна (далее - заявитель, плательщик, предприниматель, Гулинская Л.А.) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга (далее -  налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения № 06-52/2456 от 25.07.2014 в части доначисления земельного налога в сумме 120 948,50 руб., пени – 13 898,58 руб. и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс), в виде штрафа - 3 347,04 руб.

Заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 56:44:0306003:11.

Решение принято по результатам камеральной проверки налоговой декларации за 2013 год, где сумма налога определена исходя из рыночной стоимости земельного участка, которая установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2014 по делу №А47-11751/2013.

Инспекцией неосновательно сделан вывод о занижении налоговой базы, так как решением суда кадастровая стоимость земельного участка установлена с 01.01.2012, что указывает о необходимости  применения этой стоимости при исчислении земельного налога за 2013 год.

Кроме того, земельный налог должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» (далее - Постановление № 1122-п) и составляющей – 6 056 766, 80 руб.

Частью 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. Постановление № 1122-п относится к актам, указанным в п. 4 ст. 5 НК РФ, так как улучшает положение плательщика, уменьшая кадастровую стоимость участка. Поскольку Постановление № 1122-п было опубликовано в газете «Оренбуржье» №214 – 27.12.2012, то в соответствии с п. 6 оно вступило в силу 27.12.2012.

Отсутствуют в соответствии с п. 8 ст. 75, п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) основания для начисления пеней и привлечения плательщика к ответственности, так как при исчислении налога он руководствовался разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, содержащимися в письме от 16.07.2013г. №03-05-04-02/27809 (т. 1 л.д. 7-9, 53-56).

Налоговый орган возражал против заявленных требований, ссылался на нарушения в определении плательщиком налоговой базы. Указывал, что измененная кадастровая стоимость подлежит применению только с даты вступления решения суда в законную силу, а установленная Постановлением № 1122-п кадастровая стоимость участка подлежит применению только с 01.01.2014, так как оно было опубликовано 27.12.2012, а в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Сделана ссылка на невозможность признания указанного постановления улучшающим положение плательщика и отсутствие у него обратной силы.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.04.2015 заявленные требования удовлетворены частично, решение налогового органа признано недействительным в части доначисления земельного налога в размере 120 948,50 руб., пени в соответствующей части, начисления штрафа  2 419,04 руб.

Указано, что плательщиком неверно исчислен земельный налог исходя из рыночной стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2014 по делу №А47-11751/2013, так как установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и ее перерасчет  ретроспективно не производится, а измененная кадастровая (рыночная) стоимость не распространяется на ранее возникшие налоговые правоотношения.

Сделан вывод о необходимости применения при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год кадастровой стоимости участка, установленной Постановлением № 1122-п, где указано, что оно  вступает в силу после его официального опубликования.

Статья 5 НК РФ предусматривает возможность вступления в силу актов законодательства о налогах, улучшающих положение налогоплательщика, в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.

Указано, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.07.2007 года № 747-О-О, при разрешении налоговых споров в целях применения п. 4 ст. 5 Кодекса необходимо установить, улучшает ли принятый нормативный акт законодательства о налогах и сборах положение конкретного налогоплательщика или нет.

Поскольку Постановление № 1122-п предусматривает момент вступления в силу, улучшает положение плательщика, уменьшая кадастровую стоимость земельного участка, то установленная им кадастровая стоимость земельного участка подлежала применению налогоплательщиком с 01.01.2013 (т. 1 л.д. 149-154).

21.05.2015 от Инспекции поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.

Положения ст. 5 НК РФ не распространяются на Постановление № 1122-п -  оно не относится к актам законодательства о налогах и сборах.

В постановлении не указано на придание нормативному акту обратной силы. Постановление увеличивает стоимость отдельных земельных участков, что указывает на невозможность признания его как улучшающего положение всех плательщиков.

Указание в п. 6 Постановления № 1122-п на вступление его в силу после официального опубликования является общим порядком вступления в силу постановлений Правительства Оренбургской области и не относится к налоговым отношениям.  Постановление № 1122-п применяется к налоговым периодам после 01.01.2014 (т. 1 л.д. 4-10).

Предприниматель в отзыве возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным актом.

Плательщик  извещен о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явился. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившегося лица.

При отсутствии возражений сторон пересмотр судебного решения производится в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав инспекцию, установил следующие обстоятельства.

Гулинская Л.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя свидетельством от 21.04.2003, состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов и сборов, имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 56:44:0306003:11 (т. 1 л.д. 29, 57-59).

Согласно постановления Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» кадастровая стоимость указанного земельного участка составляла 14 119 949, 25 руб.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» кадастровая стоимость участка 56:44:0306003:11 определена в размере 6 056 766, 80 руб., в п. 6 указано на вступление в силу нормативного акта после его официального опубликования.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2014 по делу №А47-11751/2013, вступившим в законную силу 03.03.2014, установлена кадастровая стоимость земельного участка 56:44:0306003:11  по состоянию на 01.01.2012 в размере равной его рыночной стоимости – 2 963 200 руб. (т. 1 л.д. 89-95).

Заявителем представлена  декларация по земельному налогу за 2013 год, где земельный налог исчислен исходя из рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2014 (т. 109-110).

Инспекцией проведена камеральная проверка, составлен акт №06-51/2044 от 13.05.2014.

По результатам проверки сделан вывод о незаконном уменьшении суммы земельного налога, из-за занижения кадастровой стоимости земельного участка, которую необходимо применять в размере, установленном постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 года № 414-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» (далее – Постановление № 414-п).

25.07.2014 Инспекцией вынесено решение № 2456 о привлечении плательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, начислен земельный налог - 167 352 руб., пени - 13 898,58 руб., штраф - 3 347,04 руб. (с учетом статей 112, 114 НК РФ и снижения штрафа в 10 раз) (т. 1 л.д. 10-21).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области № 16-15/10886 от 22.09.2014 решение инспекции  оставлено без изменения (т.1 л.д. 22-28).

По утверждению подателя жалобы – Инспекции суд пришел к неверному выводу, что при исчислении налога за 2013 год необходимо применять стоимость земельного участка, установленную Постановлением 1122-п.

Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения налогового органа.

Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу ст.390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (п.1). Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п.2).

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 393 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

Статьями 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим кодексом и иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельных участков в Оренбургской области была установлена постановлением Правительства Оренбургской области № 414-п от 30.11.2007.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, которая в отношении отдельных участков изменилась как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения стоимости. Для предпринимателя налоговая база уменьшилась.

Пунктом 6 Постановления №1122-п установлено, что оно вступает в силу после его опубликования, нормативный акт опубликован в газете «Оренбуржье» 27.12.2012 (№214) и вступил в силу 28.12.2012.

Постановлением № 666-п от 11.09.2014 в постановление внесены изменения, указано, что «настоящее постановление в той части, в которой оно порождает правовые последствия для граждан и организаций как налогоплательщиков, действует во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах».

В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ)

В соответствии с п.3 Постановления 1122-п результаты оценки рекомендованы к применению, в том числе, для целей налогообложения.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 № 747-О-О, один и тот же акт, может одновременно содержать нормы, улучшающие (освобождающие от некоторых налоговых обязанностей) и ухудшающие положение налогоплательщика (ограничивающие ранее предоставленное ему право), что предполагает для выяснения вопроса о наличии или отсутствии нарушения конституционных прав налогоплательщика осуществление системного анализа всей совокупности соответствующего регулирования, в том числе его целевой направленности, с учетом специфики его применения отдельным налогоплательщиком.

Учитывая, что Постановление № 1122-п не может быть

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2015 по делу n А76-22369/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также