Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу n А07-934/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-5436/2015

г. Челябинск

 

02 июля 2015 года

Дело № А07-934/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,

судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Валдер О.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Башкирское специальное конструкторское бюро «Нефтехимавтоматика» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.04.2015 по делу № А07-934/2015 (судья Архиереев Н.В.).

В судебном заседании приняли участие представители:

открытого акционерного общества Башкирское специальное конструкторское бюро «Нефтехимавтоматика» - Кабиров А.У. (доверенность от 01.06.2015 № 01/125, паспорт).

Открытое акционерное общество Башкирское специальное конструкторское бюро «Нефтехимавтоматика» (далее – ОАО «Нефтехимавтоматика», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к администрации городского округа город Уфа (далее - Администрация, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:0029, расположенного по адресу: г.Уфа, Орджоникидзевский район, проспект Октября, д.149, выраженного в письме  от 25.12.2014 № 29404 и обязании направить проект договора купли-продажи земельного участка.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора привлечено  Управление по земельным ресурсам администрации  городского округа г. Уфа  Республики Башкортостан (далее – Управление, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.04.2015  в удовлетворении требований ОАО «Нефтехимавтоматика» отказано (т. 1 л.д.83-89).

Не согласившись с принятым решением, ОАО «Нефтехимавтоматика» (далее так же апеллянт, податель жалобы)  обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные  требования удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм права.

Как указывает податель жалобы, вывод суда о том, что истребуемый к выкупу земельный участок находится за пределами красных линий, определяющих границы мест общего пользования  и зарезервированных для муниципальных нужд, не основан на представленных в материалы дела доказательствах.

В материалах дела не имеется доказательств утверждения проекта красных линий  в составе документации по планировке территории. Факт наличия установленных красных линий, по мнению апеллянта, может быть доказан только планом красных линий, который должен храниться и поддерживаться органами архитектуры. Судом не исследован порядок установления красных линий и резервирования земель. Не учтено, что основанием для установления красных линий и резервирования земель являются утвержденные в установленном порядке проекты планировки и межевания территорий, которые вступают в законную силу при условии их публичного обсуждения, утверждения и опубликования.

Вместе с тем принятая и опубликованная в порядке ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории, в том числе, проекты межевания и планировки территории,  которыми определены места общего пользования и утверждены  ограничивающие их запроектированные красные линии, в материалах дела отсутствуют. В сведениях кадастрового учета и  Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним  информации о наличии ограничений в отношении спорного земельного участка так же не имеется.

Как полагает апеллянт, в силу отсутствия сведений о том, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, либо зарезервирован для государственных и муниципальных нужд, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у Администрации не имелось.

Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал, настаивал на отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении заявленных требований.

Представители администрации городского округа г. Уфа и Управления по земельным ресурсам в судебное заседание не явились, отзыв на апелляционную жалобу, а так же  документацию по планировке территории городского округа г. Уфа, истребованную  судом апелляционной инстанции не представили.

С учетом  мнения представителя заявителя, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного и третьего лица.

        Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Как следует из материалов дела, обществу «Нефтехимавтоматика» на праве собственности принадлежит расположенный по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, проспект Октября, 149 объект недвижимости:

- строение: инженерно-лабораторный корпус, этажей - 4, общей площадью 5 421 кв.м., инвентарный номер 791, лит. А, А1, Б, Б1, В, В1, Д (т.1 л.д.18).

14.05.2004 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:020215:29, площадью 3195 кв.м., местонахождением: г. Уфа, Орджоникидзевский район, проспект Октября, 149, разрешенное использование участка указано как: занимаемый  инженерно-лабораторным корпусом. В кадастровый паспорт земельного участка так же внесены сведения об обременении земельного участка правом аренды в пользу ОАО «Нефтехимавтоматика» (т.1 л.д. 11-13).

27.11.2014 ОАО «Нефтехимавтоматика» обратилось в администрацию городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:29 в собственность, с приложением  необходимых документов, установленных приказом Минэкономразвития  РФ  от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок"  (т.1 л.д.9).

Письмом № 29404  от 25.12.2014  Администрация  сообщила заявителю об отказе в предоставлении земельного участка, мотивируя отказ тем, что часть испрашиваемого земельного участка находится  в границах красных линий, в силу чего земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность (т.1 л.д.7-8).

         Полагая, отказ в приватизации земельного участка, на котором расположен принадлежащий заявителю объект недвижимости, противоречащим действующему законодательству и нарушающим его права,  общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что  земельный участок выходит за красные линии, определяющие границы земель общего пользования и входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, в силу чего отказ Администрации, выраженный в письме от 25.12.2014  № 29404,  является правомерным.

Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  выслушав пояснения участвующих лиц, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства полагает судебный акт подлежащим отмене в силу несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением о выкупе участка) исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, а также резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно подпункту 13 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: 

 - расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

В силу пункта 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (в редакции Решения от 18.12.2013 №26/10) утвержден Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Судом апелляционной инстанции установлено отсутствие спорного земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:29 в вышеуказанном Перечне.

Доказательств того, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зарезервированных земель, заинтересованным лицом не представлено, в силу чего оснований для применения положений подпункта 13 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации в настоящем случае не имеется.

Обратный вывод суда первой инстанции сделан в отсутствие предусмотренных законом оснований и противоречит содержанию  Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 23.12.2010 N 32/15.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

В силу п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат, в том числе земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса).

Таким образом, земельные участки, ограниченные красными линиями, относятся к землям общего пользования и в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат приватизации.

Основанием для установления планируемых красных линий в силу п. "а" ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.

Согласно п.1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж планировки территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии.

В соответствии с п.1 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса проект межевания территории

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу n А07-24112/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также