Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2015 по делу n А47-986/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-6953/2015

г. Челябинск

 

29 июня 2015 года

Дело № А47-986/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015г.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2015г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд  в составе

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дегтеревой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.04.2015 по делу №А47-986/2015 (судья Вернигорова О.А.).

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Лайт Таун» –  Мячин Н.Е (доверенность от 19.03.2015), Иванов И.П. (доверенность от 19.03.2015 года);

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области Вайзер Е.П. (доверенность №03-15/00029 от 12.01.2015).

Общество с ограниченной ответственностью «Лайт Таун» (далее – заявитель, общество, ООО «Лайт Таун») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Оренбургской области  (далее – заинтересованное лицо, инспекция, МИФНС №7 по Оренбургской области, налоговый орган) о признании недействительными решений от 28.11.2014 №09-08/5464 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и №09-08/54 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (НДС), заявленной к возмещению.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.04.2015 (резолютивная часть решения объявлена 20.04.2015) требования заявителя удовлетворены, оспоренные ненормативные правовые акты налогового органа признаны недействительными, как не соответствующие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а также с заинтересованного лица в пользу заявителя взыскано 6000 руб. в возмещение расходов на оплату госпошлины.

Не согласившись с решением суда, МИФНС №7 по Оренбургской области обжаловала его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает на то, что участники рассматриваемых гражданско-правовых отношений по доверительному управлению имуществом являются аффилированными лицами, не являются плательщиками НДС и приобретенные заявителем товары не могли использоваться в деятельности по управлению имуществом. По мнению подателя жалобы, целью заключения договора доверительного  управления имуществом явилось исключительно получение налогового вычета по НДС. При этом обращает внимание на отсутствие доказательств фактического осуществления расчетов по договору доверительного управления и отсутствие регистрации договора доверительного управления в порядке, установленном ст.1017 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы

Представители заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Оценив изложенные в апелляционной жалобе доводы и исследовав представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО «Лайт Таун» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.02.2009 за основным государственным регистрационным номером 1095658002626, состоит на налоговом учете в МИФНС №7 по Оренбургской области и осуществляет деятельность по управлению недвижимым имуществом.

В соответствии с уведомлением инспекции от 13.02.2009 №2442 общество в 2013 году применяло упрощенную систему налогообложения.

26.04.2013 между заявителем (доверительный управляющий) и Мурсалимовым Р.Р. (учредитель доверительного управления) заключен договор доверительного управления имуществом, по условиям которого общество приняло на себя обязательства по управлению в интересах Мурсалимова Р.Р. недвижимым имуществом – помещениями  №2, №5 и №6, расположенными по адресу: г. Оренбург, ул. Народная, 18.

Во исполнение этого договора между ООО «Лайт Таун» (новый арендодатель), индивидуальным предпринимателем Мурсалимовым Р.Р. (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Пикаловым А.А. (арендатор) заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды указанного  недвижимого имущества от 01.02.2013 №М13-02-01.

Также во исполнение договора доверительного управления имуществом обществом заключены договоры с ООО «Строительная компания «ЭнергоРемМонтаж», приобретены товары, работы, услуги у ООО «УТС ТехноНиколь», ООО «Строй Сити Трейд», ООО «Фирма Стеклострой», ОАО «Оренбургская ТГК», ООО «Автоком» и ООО «ЕЭС Гарант». Указанные операции отражены в бухгалтерском учете заявителя, полученные товары, работы и услуги надлежащим образом оприходованы.

20.02.2014 ООО «Лайт Таун» представлена в налоговый орган налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2013 года, содержащая отражение суммы налога, предъявленного к возмещению в размере 965239 руб. по сделкам, связанным с приобретением указанных выше товаров, работ и услуг.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка этой декларации, результаты которой отражены в акте проверки от 03.06.2014 №09-08/6437.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и представленных обществом возражений инспекцией 28.11.2014 приняты следующие решения: 1) №09-08/5464 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен НДС за 2 квартал 2013 года в сумме 85644 руб., на указанную сумму налога начислены соответствующие пени по состоянию на 28.11.2014 в сумме 10897,57 руб., общество привлечено к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату указанной суммы налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 17128 руб. и уменьшена сумма налога, излишне заявленного к возмещению на 965239 руб.; 2) №09-08/54 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, в размере 965239 руб.

Эти решения были обжалованы обществом в УФНС России по Оренбургской области, которым  принято решение от 13.01.2015 №16-15/00117 об оставлении жалобы без удовлетворения.

Не согласившись с решениями от 28.11.2014 №09-08/5464 и №09-08/54, заявитель оспорил их в судебном порядке.

Удовлетворяя требования заявителя в полном объеме, суд первой инстанции руководствовался выводом о несоответствии оспоренных решений инспекции закону.

Оценив вывод суда первой инстанции по существу спора, суд апелляционной инстанции находит его обоснованным.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), граждане, организации и иные лица   вправе   обратиться   в   арбитражный   суд   с   заявлением   о   признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (ч.5 ст.200 АПК РФ).

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со ст.75 НК РФ.

В силу п.1ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Согласно п.1 ст.146 НК РФ, объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога  на вычеты, установленные ст.171 НК РФ.

В силу п.1 ст.154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Пунктом 1 статьи 166 НК РФ установлено, что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В соответствии с п.2 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:  товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ. Вычетам подлежат, если не установлено иное, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов (п.1 ст.172 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 176 НК РФ установлено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.

Из материалов дела следует, что в настоящем случае основанием для доначисления заявителю НДС, начисления пеней и налоговых санкций, а также для отказа в возмещении НДС послужил вывод налогового органа о необоснованном применении обществом налоговых вычетов, поскольку участники гражданско-правовых отношений по доверительному управлению имуществом (ООО «Лайт Таун» и Мурсалимов Р.Р.) являются взаимозависимыми и аффилированными лицами (так как директор общества в 2013 году получал доход от ООО «Буратино», в которм Мурсалимов Р.Р. является учредителем) и не являются плательщиками НДС, а приобретенные заявителем товары не могут использоваться в деятельности по доверительному управлению имуществом.

Статьей 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) (п.1). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя (п.2).

В силу п.1 ст.1018 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет.

Особенности исчисления и уплаты НДС при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации, установлены статьей 174.1 НК РФ.

В соответствии с указанной нормой, при совершении операций в соответствии с

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2015 по делу n А34-1070/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также