Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу n А47-13340/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-4214/2015

г. Челябинск

 

23 июня 2015 года

Дело № А47-13340/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе                         судьи Малышевой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тихоновой Ю.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке упрощённого производства апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2015 по делу № А47-13340/2014 (судья Сиваракша В.И.).

В судебном заседании приняла участие представитель Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения» - Алимова Л.Б. (паспорт, доверенность №649 от 09.06.2015).

Орский транспортный прокурор явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещён надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.

Орский транспортный прокурор (далее – заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (далее – заинтересованное лицо, учреждение, ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ).

Дело рассмотрено в порядке упрощённого производства в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова лиц, участвующих в деле.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2015 в заявленные требования удовлетворены: ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения» (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт), не согласившись с таким решением, обжаловало его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Апеллянт также считает, что, несмотря на формальное наличие всех признаков состава правонарушения, действия учреждения не могли причинить существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, так как таких доказательств суду не представлено. Несмотря на то, что при применении статьи 2.9 КоАП РФ нарушитель освобождается от административной ответственности, к нему все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание. Нарушения устранены в полном объёме.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, Орский транспортный прокурор явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.

В соответствии со статьями 123, 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения» поддержала доводы апелляционной жалобы, в соответствии с которой просила решение суда отменить, апелляционную жалобу  удовлетворить.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026301504789, идентификационный номер налогоплательщика 6318100463.

Согласно пункту 1.8. Устава образовательного учреждения, университет имеет право на ведение образовательной (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего и среднего профессионального образования), научной и других видов деятельности, в том числе на предпринимательской основе. Право на ведение образовательной деятельности и меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у университета с момента выдачи ему соответствующей лицензии.

Согласно пункту 1.18. Устава образовательного учреждения деятельность филиалов и представительств Университета осуществляется в соответствии с настоящим Уставом, положением о филиале или представительстве.

Филиал в городе Орске создан на основании указания МПС России от 01.06.1998 № 0-635-у приказом ректора от 03.06.1998 № 172.

Орской транспортной прокуратурой в декабре 2014 года была проведена проверка соблюдения лицензионного законодательства при осуществлении образовательной деятельности в филиале ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения», в ходе котрой установлено, что лицом, привлекаемым к административной ответственности, осуществляется предпринимательская деятельность с нарушением требований лицензии на право ведения образовательной деятельности  регистрационный              № 1539, выданной 07.07.2011 Федеральной службой по надзору в сфере в сфере образования науки на срок: бессрочно.

По результатам проверки выявлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении лицом, привлекаемым к административной ответственности, требований федерального законодательства.

В ходе проверки установлено, что филиал ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Орске проходил процедуру государственной аккредитации в 2011 году.

Приказом Федеральной службы в сфере образования и науки № 2591 от 23.12.2011 установлено, что университет и все филиалы успешно прошли аккредитацию по всем заявленным программам. Срок действия нового свидетельства о государственной аккредитации 6 лет.

Результаты проверки свидетельствуют о том, что филиал ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Орске осуществляет свою образовательную деятельность с нарушением лицензионных требований и условий, установленных пунктом 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее - Положения о лицензировании образовательной деятельности).

Проверкой обнаружено, что образовательной организацией на момент проверки не обеспечено оформление государственной регистрации права оперативного управления на нежилое одноэтажное кирпичное строение с подвалом, расположенное на земельном участке Российской Федерации по ул.Станционной, 7 в г. Орске; в организации отсутствуют условия для охраны здоровья обучающихся; не обеспечено в полном объеме доведение до потребителя информации об оказании платных образовательных услуг; надлежащим образом не обеспечена открытость и доступность информации об оказываемых образовательных услугах; на официальном сайте учебного заведения отсутствует информация о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки, о наличии общежития, количестве жилых помещений в общежитии, для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии, не размещены копии локальных нормативных актов: положения об оказании платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе, положения об общежитии, правил внутреннего распорядка обучающихся, предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний; ряд педагогов допущены к педагогической деятельности, при этом их квалификация не соответствует государственным образовательным стандартам; образовательным учреждением не созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

10.12.2014 по результатам проверки прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, определяющими подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях, прокурор передал заявление о привлечении Учреждения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ и материалы дела об административном правонарушении на рассмотрение в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции пришёл к выводу о доказанности нарушения Учреждением условий, предусмотренных лицензией.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трёх тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

Лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (абзац 2 пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с (далее - Закон №273-ФЗ), образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учётом особенностей, установленных настоящей статьей, лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В силу пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, в том числе, являются:

-наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (п. «а»);

-наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (п. «в»);

-наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (п. «д»);

-наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу n А07-26942/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также