Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А07-16740/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-4873/2015

г. Челябинск

 

02 июня 2015 года

Дело № А07-16740/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,

при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10 марта 2015 года по делу  № А07-16740/2014 (судья Искандаров У.С.).

Общество с ограниченной ответственностью «Лесозаготовительная компания «Башлеспром» (далее - заявитель, общество, ООО ЛК «Башлеспром») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, уполномоченный орган, министерство,  Минлесхоз) о признании недействительным предписания от 25.06.2014 №10-АИ. 

Решением арбитражного суда первой инстанции от 10 марта 2015 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным.

В апелляционной жалобе Минлесхоз просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает на то, что положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) не распространяются на текущий надзор за соблюдением лесного законодательства при освидетельствовании рубок.

Отзыв на апелляционную жалобу заявителем не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО ЛК «Башлеспром» в период с 15.04.2013 по 14.04.2014 использует лес для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке Белорецкого лесничества Республики Башкортостан на основании заключенного договора аренды лесного участка от 26.05.2008 в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан приказом от 10.03.2009 № 68-ОД.

ООО ЛК «Башлеспром» 02.04.2013 представило в Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан лесную декларацию, указав декларируемый период с 15.04.2013 по 14.04.2014.

В связи с представлением ООО ЛК «Башлеспром» лесной декларации на 2013 – 2014 г.г. Белорецким лесничеством в порядке п. 63, п. 64 Правил заготовки древесины после завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения Правил заготовки древесины проведен осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений ООО ЛК «Башлеспром».

Так, отделом Федерального государственного лесного и пожарного надзора по Белорецкому лесничеству Минлесхоза по Республике Башкортостан в адрес общества почтовой корреспонденцией было направлено извещение на освидетельствование мест рубок от 29.04.2014 (почтовый идентификатор 45350073049011), которым директору общества было предложено явиться лично или направить представителя с заверенной доверенность в ГБУ РБ Белорецкое лесничество по адресу: г. Белорецк, ул. 50 лет Октября – 35а,  к 10.00 часам 19.05.2014 для освидетельствования лесных участков после заготовки древесины.

Письмом от 19.05.2014 № 307 ООО ЛК «Башлеспром» просило перенести сроки освидетельствования лесных участков после заготовки древесины по Белорецкому лесничеству с 19.05.2014 на 02.06.2014. Сторонами согласован срок проведения осмотра на 06.06.2014.

06.06.2014 государственным лесным инспектором Республики Башкортостан по Белорецкому лесничеству Ахметшиным А.И. произведен осмотр мест рубок в квартале № 31 выдела № 18, 19, 8 делянка № 1 Ишлинского участкового лесничества, предоставленного ООО ЛК «Башлеспром» по договору аренды для заготовки древесины.

В ходе проведения осмотра 06.06.2014 присутствовал представитель ООО ЛК «Башлеспром» Гизитдинов Р.Г. по доверенности от 02.06.2014. Данной доверенностью ООО ЛК «Башлеспром» в лице генерального директора Соловарова Леонида Геннадьевича уполномочило Гизитдинова Рафиса Гавизовича на представление интересов общества в Министерстве лесного хозяйства Республики Башкортостан, лесничествах, участвовать в осмотре мест рубок лесных насаждений по декларации 2013 года и 2014 года ООО ЛК «Башлеспром» с правом подписи акта осмотра мест рубок от имени арендатора ООО ЛК «Башлеспром».

Результаты осмотра отражены в акте осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 06.06.2014. К акту осмотра приложены фотоматериалы. На приложенных к акту осмотра фотографиях имеется подпись Гизитдинова Р.Г.

При проведении осмотра было установлено: заготовка древесины производилась в зимний период. Погрузочная площадка захламлена порубочными остатками, крупными сучьями, вершинными частями древесины. Лесной участок захламлен крупными сучьями дровяной древесиной породы сосна береза, тонкомерная древесина не разделена на отрезы длиной 3 метра, утаптывание волоков с порубочными остатками древесины с последующим перегниванием не производилось.

Акт осмотра был направлен в адрес общества заказным письмом 09.06.2014, что подтверждается представленной квитанцией и реестром почтовых отправлений.

25.06.2014 в отношении ООО ЛК «Башлеспром» составлен протокол об административном правонарушении № 10-АИ по признакам правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целях устранения выявленных нарушений федеральным государственным лесным и пожарным инспектором Ахметшиным А.И выдано предписание от 25.06.2014 № 10-АИ по устранению выявленных нарушений требований лесного законодательства, которым ООО ЛК «Башлеспром» предписано:

1. в квартале 31, выделе 18, 19, 8 лесосеке № 1-2 Ишлинского участкового лесничества ГБУ «Белорецкое лесничество» арендованный квартал ООО ЛЗК «Башлеспром» очистить лесосеку от оставшейся тонкомерной древесины породы береза и сосна в срок до 25.07.2014;

2. вывести всю складированную древесину в бунтах в срок до 25.07.2014;

3. произвести очистку пунктов погрузки и складирования древесины от захламления в срок до 20.06.2014.

Основанием для вынесения предписания указаны нарушения п. п. 17, 19 Правил пожарной безопасности в лесах от 30.06.2007 № 417.

Не согласившись с указанным  предписанием, считая его не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы заявителя и подлежащими признанию недействительными, ООО ЛК «Башлеспром» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением по настоящему делу.

Удовлетворяя заявленные требования,  суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства, и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку вынесено с нарушением норм Закона № 294-ФЗ.

Оценив в  порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

На основании ч. 9 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 утверждены Правила заготовки древесины (далее - Правила заготовки древесины), в соответствии с п. 4 которых  наряду с положениями указанных Правил, требования, устанавливаемые правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления, являются обязательными для выполнения при заготовке древесины.

Согласно п. 1 ст. 51, ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, которая включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах.

Пунктом 3 ст.  53 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах, обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417  (далее -  Правила пожарной безопасности в лесах).

В соответствии с п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах такая мера пожарной безопасности в лесах как предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Согласно п. 5 Правил заготовки древесины заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.

В силу пункта 61 Правил заготовки древесины очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах.

Таким образом, при осуществлении заготовки древесины общество обязано исполнять требования Правил заготовки древесины и Правил пожарной безопасности в лесах.

Пунктами  17, 19 Правил пожарной безопасности в лесах, нарушение которых вменяется заявителю, установлены требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений.

Так пунктом 17 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:

а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;

б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;

в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Согласно п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.

Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Как установлено в ходе осмотра и отражено в  акте осмотра от 06.06.2014, в нарушение в нарушение пп. а), б) п. 17 Правил обществом не произведена весенняя доочистка делянки, а также дровяная древесина с порубочными остатками не уложена в валы; в нарушение п. 19 Правил заготовленная древесина, оставленная на месте рубок на период пожароопасного сезона, не складирована в штабеля и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Следовательно, в действиях общества усматриваются нарушения требований, установленных пунктами 17, 19 Правил пожарной безопасности в лесах.

Указанные нарушения выявлены уполномоченным органом в ходе осуществления мероприятий, предусмотренных п.п. 63 - 66 Правил заготовки древесины.

Так, согласно п. 63 Правил заготовки древесины после завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения настоящих Правил, условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов проводится осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений

Осмотр мест рубок лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А34-4984/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также