Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А76-27439/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-4962/2015

г. Челябинск

 

02 июня 2015 года

Дело № А76-27439/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2015 года.

  Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:  

  председательствующего Плаксиной Н.Г.,

судей Баканова В.В., Малышева М.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «УралДорСтрой» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12 марта 2015г. по делу №А76-27439/2014 (судья Белякович Е.В.).

          В заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «УралДорСтрой» – Савицкий А.С. (доверенность от 15.10.2014),

          Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области – Мартынова А.М. (доверенность от 12.01.2015 №1/8),

          прокуратуры Челябинской области  – Хабибуллин М.Р. (удостоверение ТО №151610).

Общество с ограниченной ответственностью «УралДорСтрой» (далее – ООО «УралДорСтрой», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее – Министерство, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения №3292-Р от 02.10.2014 «Об отмене распоряжения от 30.05.2014 №2109-Р «О восстановлении права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые по лицензии ЧЕЛ 80275 ТЭ».

          К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Челябинской области (далее – прокурор).

  Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.03.2015 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО «УралДорСтрой» обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

  В обоснование доводов апелляционной жалобы податель жалобы указывает, что пунктом 3 статьи 18 Закона Челябинской области от 29.03.2012 №294-ЗО «О пользовании недрами на территории Челябинской области» прямо предусмотрен порядок восстановления права пользования недрами в досудебном порядке. Данная норма относилась как к случаям приостановления или ограничения права пользования участками недр, так и досрочного прекращения такого права. Следовательно, распоряжение Министерства о восстановлении лицензии №2109-Р от 30.05.2014 принято им в пределах своей компетенции в рамках действующего законодательства. Считает ошибочным вывод суда о том, что в силу статьи 50 Закона о недрах оспаривание решения о прекращении права пользования недрами возможно лишь в судебном порядке. Действующим законодательством не предусмотрено право Министерства отменять собственные правовые акты в не зависимости от наличия оснований для такой отмены, следовательно, обжалуемое распоряжение не может являться законным.

От Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (ранее наименование - Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области) и прокурора в материалы дела поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых заинтересованное лицо и третье лицо против удовлетворения апелляционной жалобы возражают, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах на нее.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

          Как следует из материалов дела, 18.11.2011 обществу выдана лицензия ЧЕЛ 80275 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ для добычи строительного камня на Верхнеуральском месторождении диорита, участок расположен в 5 км юго-восточнее г. Верхнеуральска Челябинской области сроком до 30.04.2028 (т.1, л.д.53).

          Между Министерством и обществом заключено лицензионное соглашение (приложение №1 к лицензии) об условиях пользования недрами для добычи строительного камня на Верхнеуральском месторождении диорита, зарегистрированное в Министерстве 18.11.2011 (т.1, л.д.54-55).

          Распоряжением министерства №1641-Р от 26.08.2013 приостановлено на срок один календарный месяц, исчисляемый со дня получения пользователем недр распоряжения, право пользования участком недр местного значения, предоставленное по лицензии ЧЕЛ 80275 ТЭ (т.1, л.д.59 оборотная сторона - 60).

          Распоряжением Министерства №2230-Р от 18.11.2013 «О досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, по лицензии ЧЕЛ 80275 ТЭ» досрочно прекращено право пользования недрами по указанной лицензии, предоставленное заявителю для добычи строительного камня на Верхнеуральском месторождении диорита, расположенном на территории Верхнеуральского муниципального района Челябинской области (т.1, л.д.10).

          Письмом №173-2014 от 30.04.2014 общество обратилось в Министерство с просьбой об отмене распоряжения №2230-Р от 18.11.2013, указывая обстоятельства, вследствие которых досрочно прекращено право пользования недрами (т.1, л.д.11-15).

          Распоряжением Министерства №2109-Р от 30.05.2014 «О восстановлении права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые по лицензии ЧЕЛ 80275 ТЭ» восстановлено право пользования недрами по указанной лицензии (т.1, л.д.17).

          На основании представления прокурора Челябинской области №7-193-2014 от 08.09.2014 (т.1, л.д.66) распоряжением Министерства №3292-Р от 02.10.2014 «Об отмене распоряжения от 30.05.2014 №2109-Р «О восстановлении права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые по лицензии ЧЕЛ 80275 ТЭ» отменено распоряжение №2109-Р от 30.05.2014 (т.1, л.д.34).

          Не согласившись с распоряжением Министерства №3292-Р от 02.10.2014, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

  Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемого распоряжения недействительным.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

          На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

          Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

          Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

          В соответствии с Положением о Министерстве промышленности и природных ресурсов Челябинской области, утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.07.2010 №185, Министерство является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим в пределах установленной компетенции функции по выработке и проведению государственной политики в сфере промышленности, управления имуществом, находящимся в государственной собственности Челябинской области, природных ресурсов на территории Челябинской области; координирующим в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области, деятельность в этих сферах иных исполнительных органов государственной власти Челябинской области (пункт 1).

          Согласно пункту 11 указанного Положения к основным функциям Министерства в сфере природопользования отнесено предоставление права пользования участками недр местного значения, принятие решений о приостановлении, ограничении и прекращении права пользования участками недр местного значения (подпункт 29-3).

          В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» правовые акты государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.

          Предметом регулирования Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) являются отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды.

          Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (часть 1). Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3).

          В соответствии со статьей 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в частности в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.

          Порядок досрочного прекращения права пользования недрами определен статьей 21 Закона о недрах.

  В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Закона о недрах в случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.

          Согласно статье 18 Закона Челябинской области от 29.03.2012 №294-ЗО «О пользовании недрами на территории Челябинской области» (в редакции, действовавшей на момент издания распоряжения №2109-Р от 30.05.2014) (далее – Закон Челябинской области о недропользовании) право пользования участком недр местного значения может быть приостановлено, ограничено и прекращено по основаниям и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о недрах (часть 1).

  Согласно части 2 указанной статьи 18 право пользования участком недр местного значения приостанавливается, ограничивается или прекращается решением уполномоченного органа Челябинской области. В решении о приостановлении или ограничении права пользования участком недр местного значения устанавливается соответственно срок приостановления или ограничения.

  В соответствии с частью 3 при устранении выявленных нарушений субъект предпринимательской деятельности представляет в уполномоченный орган Челябинской области документы, подтверждающие устранение нарушений. Решением уполномоченного органа Челябинской области право пользования участком недр местного значения восстанавливается в полном объеме в течение тридцати календарных дней после получения таких документов.

  Таким образом, действующим в спорный период законодательством предусмотрено восстановление ранее приостановленного или ограниченного, но не прекращенного досрочно права пользования недрами.

          Более того, досрочное прекращение права пользования недрами по причине нарушения существенных условий лицензионного соглашения фактически представляет собой расторжение в установленном Законом о недрах порядке договорных отношений (лицензионного соглашения).

          Статья 10.1 Закона о недрах, определяющая основания возникновения права пользования участками недр, возврат (восстановление) ранее прекращенной лицензии

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А76-21923/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также