Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу n А76-14917/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-5206/2015

г. Челябинск

 

29 мая 2015 года

Дело № А76-14917/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Карпачевой М.И.,

судей Ермолаевой Л.П.,  Суспициной Л.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.03.2015 по делу № А76-14917/2014 (судья Катульская И.К.).

В судебном заседании приняли участие представители:

истца: Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области – Шатунова Юлия Олеговна (доверенность от 06.03.2015,);

третьих лиц:

1.     Главного управления МЧС России по Челябинской области – Кирилина Екатерина Владимировна (доверенность от 22.01.2014 № 48);

2.     Областного государственного бюджетного учреждения культуры «Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки» - Шатунова Юлия Олеговна (доверенность от 12.09.2014);

3. Министерства культуры Челябинской области – Ярославцев Павел Николаевич (доверенность от 10.09.2014 № 01-13).

Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области, г. Челябинск (далее - истец, Министерство имущества) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Челябинской области) о признании права собственности за субъектом Российской Федерации - Челябинской областью на объект недвижимого имущества - здание театра оперы и балета им М.И. Глинки, расположенного по адресу: г. Челябинск, пл. Ярославского,1, кадастровый номер 74:36:0509014:48, общей площадью 12316,1 кв. м, согласно кадастровой выписки на здание от 13.09.2014 (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), т.2 л.д. 108).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Главное управление МЧС России по Челябинской области (далее - ГУ МЧС России по Челябинской области); Федеральное государственное унитарное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран" в лице филиала по г. Челябинску (далее - предприятие "Экран"); Областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки" (далее - учреждение "Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра по Челябинской области), Министерство культуры Челябинской области (далее – также третьи лица) т. 1, л.д. 8-10; т. 2, л.д. 112-113, л.д. 148-150).

 Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.03.2015 (резолютивная часть объявлена 18.03.2015) исковые требования Администрации удовлетворены. Суд признал право собственности субъекта Российской Федерации - Челябинской области на здание театра оперы и балета им М.И. Глинки, расположенного по адресу: г. Челябинск, пл. Ярославского,1, кадастровый номер 74:36:0509014:48, общей площадью 12316,1 кв. м, согласно кадастровой выписки на здание от 13.09.2014  (т. 2, л. д. 8-15).      

С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Челябинской области (далее также – податель жалобы, апеллянт) с учетом дополнений к апелляционной жалобе, поступивших в суд апелляционной инстанции 02.02.2015 (рег.№3914) просил решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований  (т. 2,  л. д. 19-23). Указывает на вынесение решения с нарушением норм материального права (п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ).

Податель жалобы указывает, что в реестре федерального имущества значатся сведения о встроенном убежище площадью 80 кв.м. На указанный объект выдан паспорт убежища от 10.07.2001 №74/0107-43. Однако судом первой инстанции приняты во внимание только сведения паспорта убежища от 22.08.2008 № 43, представленного истцом, согласно которому убежище предназначено для укрытия сотрудников театра. На момент разграничения государственной собственности и здание театра, и объект гражданской обороны, расположенный в этом здании являлись собственностью Российской Федерации. Убежище относится  исключительно к федеральной форме собственности в соответствии с  п.2 раздела III приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1). Не оспаривая выводов суда о том, что убежище не является объектом культуры или объектом инженерной инфраструктуры, подпадающим под действие пункта 2 раздела III приложения 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1, апеллянт относит убежище к  отдельной категории, которые продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопросов о возможности их передачи  в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).

Апеллянт отмечает, что право Российской федерации на убежище является ранее возникшим, объект закреплен на праве хозяйственного ведения за предприятием «Экран». В настоящее время подготовлены  перечни защитных сооружений гражданской обороны, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность, а также собственность Челябинской области, в которые вошло спорное убежище. Указанные перечни подписаны со стороны субъекта Российской Федерации – Челябинской области.

 К дате судебного заседания Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От третьего лица предприятия "Экран" поступил отзыв в поддержку доводов апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика и третьих лиц: предприятия «Экран» и Управления Росреестра по Челябинской области  не явились.

С учетом мнения лиц, участвующих в заседании, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Челябинской области поддержал доводы апелляционной жалобы истца, представители Министерства имущества, Министерства культуры Челябинской области и учреждения "Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки" возражали против доводов апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, на основании акта N 3 от 24.02.1955 (т. 1, л.д. 68-71) здание театра оперы и балета на площади Ярославского в Центральном районе введено в эксплуатацию, о чем Исполнительным комитетом городского Совета депутатов трудящихся выдано разрешение N 1 (т. 1, л.д. 67).

Решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 24.01.1984 N 11 здание Челябинского государственного театра оперы и балета им. М.И. Глинки поставлено на государственную охрану местного значения (т. 1, л.д. 61).

Данный памятник градостроительства и архитектуры местного значения, постройки 1937-1955 г.г., числится в Государственном списке недвижимых памятников истории и культуры Челябинской области под N 51, что подтверждается охранным обязательством по недвижимому памятнику истории и культуры от 02.02.2001 (т. 1, л.д. 63-64).

Согласно техническому паспорту Министерства коммунального хозяйства РСФСР на жилой дом и земельный участок по состоянию на 12.05.1971 (т. 1, л.д. 76-79), здание театра оперы и балета на площади Ярославского в Центральном районе поставлено на технический учет, общая площадь 11770,4 кв. м, здание принадлежит Театру оперы и балета им. М.И. Глинки.

Как следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.1992 N 689 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Челябинской области", в собственность Челябинской области передано учреждение культуры - Театр оперы и балета им. М.И. Глинки, расположенный по адресу: г. Челябинск, пл. Ярославского, 1 вместе с находящимся на его балансе имуществом.

Театр оперы и балета им. М.И. Глинки находится на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0509014:2, площадью 12809 кв. м, расположенном по адресу: г. Челябинск, пл. Ярославского, 1, предназначенном для эксплуатации территории театра на площади Ярославского в Центральном районе.

Указанный участок находится в собственности субъекта Российской Федерации - Челябинская область, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.09.2006 сделана запись регистрации N 74-74-01/610/2006-42 (т. 1, л.д. 56).

В настоящее время право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком зарегистрировано за учреждением "Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки" на основании документов: распоряжения Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области N 1557-Р от 23.12.2010, Постановления Главы администрации г. Челябинска N 598 от 05.05.1993, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.02.2011 (т. 2, л.д. 11).

Согласно кадастровой выписке от 13.09.2014, общая площадь здания театра оперы и балета составляет 12316,1 кв. м, присвоен кадастровый номер 74:36:0509014:48, предыдущий кадастровый номер 30422, А (т. 2, л.д. 12-17).

На основании Распоряжения ТУ Росимущества в Челябинской области от 02.04.2010 N 328-р (т. 1, л.д. 75) предприятию "Экран" передано и закреплено на праве хозяйственного ведения имущество государственной собственности Российской Федерации по акту приема-передачи объектов гражданской обороны из государственной казны Российской Федерации (т. 2, л.д. 24), по договору N 125 от 07 октября 2010 г. (л.д. 93-102 т.2). В числе объектов гражданской обороны под номером 175 значится  встроенное убежище общей площадью 80 кв.м., расположенное в здании по адресу: г. Челябинск, ул. Ярослаского,1.

Считая, что у ответчика отсутствовали основания для внесения в реестр федеральной собственности нежилого помещения - встроенного убежища, площадью 80 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Центральный район, пл. Ярославского, 1, истец обратился с иском о признании права собственности на все здание театра оперы и балета им М.И. Глинки, в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (далее - Постановление от 29.11.1999 N 1309) предусмотрена возможность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации на соответствующих территориях создавать в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживать их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществлять контроль и вести учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. Возможность нахождения таких объектов в собственности субъекта закреплена также  в  п.п "г" ч. 2 ст. 26.11 Федерального Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ).

Суд первой инстанции учел также сведения паспорта убежища N 43 Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки, инвентарный номер 74/0107-43, согласно которому убежище расположено в цокольном помещении внутри театра, предназначено для укрытия сотрудников театра, не является обособленным помещением, согласно поэтажному плану здания.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Предметом настоящего иска является требование о признании права собственности Челябинской области на здание театра оперы и балета им М.И. Глинки в целом, включая и помещение убежища общей площадью 80 кв.м.

Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.1992 N 689 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Челябинской области" в собственность Челябинской области передано учреждение культуры - Театр оперы и балета им. М.И. Глинки, расположенный по адресу: г. Челябинск, пл. Ярославского, 1 вместе с находящимся на его балансе имуществом.

Материалами дела подтверждается также, что в реестр федеральной собственности включено только нежилое помещение встроенного убежища, площадью 80 кв. м, расположенное в цокольном этаже здания учреждения культуры - Театр оперы и балета им. М.И.

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу n А07-20384/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также