Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 по делу n А76-20132/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-4798/2015 г. Челябинск
28 мая 2015 года Дело № А76-20132/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ширяевой Е.В., судей Деевой Г.А., Фотиной О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.03.2015 по делу № А76-20132/2014 (судья Воронин А.Г.). В судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью «АСКА» - Ботова Ю.А. (паспорт, доверенность от 12.01.2015 №1-юр), Колчинский М.Я. (паспорт, доверенность от 25.08.2014 74 АА 2099397), Управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска – Черниченко Е.Г. (паспорт, доверенность от 16.04.2015). Общество с ограниченной ответственностью «АСКА» (далее – ООО «АСКА», истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Управлению дорожного хозяйства Администрации города Челябинска (далее – Управление, ответчик) о взыскании 56 467 958 руб. задолженности за выполненные работы. Определением Арбитражного суда Челябинской области от 12.09.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное унитарное предприятие по эксплуатации искусственных сооружений «РЕМЭКС» (далее – ОГУП «РЕМЭКС», третье лицо; т. 1 л.д. 1-6). Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.03.2015 исковые требования удовлетворены. С Управления в пользу ООО «АСКА» взыскано 56 467 958 руб. долга 8000 руб. судебных издержек. Управление с решением суда не согласилось, обжаловало его в апелляционном порядке. Податель апелляционной жалобы указывает на то, что судом при вынесении судебного акта не учтены доводы и возражения, изложенные ответчиком в отзыве на исковое заявление, в дополнении к отзыву, не дана оценка доказательствам, представленным в подтверждение позиции Управления. В частности, в соответствии с п. 4.1.3 контракта, подрядчик обязался выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией и сдать объект Управлению, однако объект не был передан ответчику. Уведомление о приемке в адрес Управления не направлялось. Подрядчиком не представлено подтверждения стоимости выполненных работ, что косвенно подтверждается самим истцом, так как в исковом заявлении ООО «АСКА» ссылается на то, что цена выполненных работ первоначально была выше на 25%, чем предъявлено ко взысканию в итоге. Исполнительная документация или какая-либо иная, подтверждающая заявленную стоимость ответчику также не была передана. По мнению подателя апелляционной жалобы, принимая во внимание, что первоначально при проведении торгов для заключения контракта была установлена стоимость работ в размере 252 723 3000 руб., а впоследствии контракт был заключен при итоговой цене – 138 997 815 руб., то к цене фактически выполненных работ следует применять коэффициент снижения 0,55. Однако данный коэффициент подрядчиком не применен. Таким образом, ответчик полагает, что стоимость выполненных работ с учетом результата проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, проведенной Главным контрольным управлением Челябинской области и с применением коэффициента снижения должна составлять 20 658 858 руб. 55 коп. ООО «АСКА» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило обжалуемое решение оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы отклонить по основаниям, изложенным в отзыве (вх. № 17178 от 08.05.2015). Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ОГУП «РЕМЭКС» своих представителей в судебное заседание не направило. В соответствии со ст. 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц. В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы и возражения на неё. Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Из материалов дела следует, что 11.02.2011 между Управлением капитального строительства Администрации города Челябинска (муниципальный заказчик), ОГУП «РЭМЭКС» (исполнитель) и ООО «АСКА» (подрядчик) на основании заседания аукционной комиссии от 26.01.2011 № 2-АА (аукцион № 10-870А) заключен муниципальный контракт № 02/11, в соответствии с условиями которого подрядчик принял на себя обязательства выполнить с использованием своих материалов, а муниципальный заказчик обязался принять и оплатить «Строительство магистрального коллектора в пос. Чурилово для сбора дождевых и грунтовых вод, включая ветку по трассе Линейная-Самохина, очистные сооружения». Исполнитель оказывает услуги по строительному контролю работ, выполняемыми (п. 1.2 контракта; т. 1 л.д. 23-28). Цена работ, поручаемых подрядчику, в соответствии с п. 2.1 контракта составляет 138 997 815 руб. и включает в себя затраты на строительно-монтажные работы, расходы на материалы, оборудование, транспортные расходы, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей. Оплата работ осуществляется с лицевого счета муниципального заказчика на расчетный счет подрядчика за фактически выполненные работы на объекте в пределах утвержденных муниципальному заказчику бюджетных ассигнований на текущий финансовый год (п. 2.2 контракта). В соответствии с п. 2.3 муниципальный заказчик наряду с исполнителем в течение 30 дней подписывает представленные ему на оплату справки о стоимости выполненных подрядных работ по форме КС-2, КС-3 или направляет мотивированный отказ. В разделе № 7 контракта стороны согласовали порядок сдачи и приемки работ. В частности проверка работ осуществляется исполнителем в течение 5 дней с момента получения им сообщения подрядчика об окончании работ (п. 7.2.). Сдача работ оформляется актом, который подписывается подрядчиком и исполнителем и согласовывается муниципальным заказчиком (п. 7.3). Подрядчик не позднее 25 числа текущего месяца представляет исполнителю КС-2 и КС-3, счет-фактуру на оплату выполненных работ, выписанную на муниципального заказчика (7.4). Исполнитель не позднее 1 числа следующего месяца передает муниципальному заказчику КС-2, КС-3 и счета-фактуры на выполненные подрядчиком работы с перечнем и документы об оказании исполнителем услуг (п. 7.4). Акты КС-2 подписываются подрядчиком и исполнителем и согласовываются муниципальным заказчиком. Справки КС-3 подписываются подрядчиком, исполнителем и муниципальным заказчиком. Исполнитель, получивший акт сдачи-приемки для подписания обязуется рассмотреть его в течение 5 дней, после чего подписать его, либо предоставить мотивированный отказ. Муниципальный заказчик в течение 30 дней подписывает, либо представляет мотивированный отказ (п. 7.6). Разрешение на строительство от 14.03.2011 № 58/Т в этот же день было передано ОГУП «РЕМЭКС» истцу посредством факсимильной связи (т. 1 л.д. 30). Распоряжение заместителя главы администрации города Челябинска по дорожному хозяйству №1588-а «О выполнении работ по строительству магистрального коллектора в поселке Чурилово» издано 22.03.2011. О готовности к сдаче результата выполненных работ на сумму 39 264 789 руб. ООО «АСКА» известило исполнителя 28.07.2011, направив последнему соответствующее письмо (т. 1 л.д. 32) с приложением актов ф. КС-2 и справок КС-3 (т. 1 л.д. 33-46). Приемка работ на указанную сумму произведена всеми стонами договора. Оплата выполненных и принятых работ произведена в полном объеме (т. 1 л.д. 47-48). Распоряжением главы администрации города Челябинска от 08.02.2012 главным распорядителем бюджетных средств вместо Управления капитального строительства администрации города Челябинска назначено Управление дорожного хозяйства администрации города Челябинска. Письмом от 02.04.2012 №01-05/940 Управление уведомило ООО «АСКА» о необходимости приостановить работы на объекте в связи с необеспеченностью финансирования и предъявить выполненные объёмы к приемке (т. 1 л.д. 49). Между ООО «АСКА», Управлением и ОГУП «РЕМЭКС» 05.07.2012 подписано соглашение о замене стороны по муниципальному контракту на выполнение работ по строительству объекта №02/11 от 11.02.2011, в соответствии с которым в преамбулу муниципального контракта внесены изменения в части наименования муниципального заказчика. Кроме того, указанным соглашением стороны также подтвердили, что на момент его заключения выполнено и оплачено работ на общую сумму 39 264 789 руб. Сторонами также зафиксировано, что стоимость работ, подлежащих принятию и оплате Управлением, составляет 99 733 026 руб. (т.1 л.д. 50 - 51). Письмом от 14.12.2012 № 466 подрядчик сообщил исполнителю необходимости приемки работ, в приложении к письму были направлены акты ф. КС-2, справка ф. КС-3, счет-фактура от 14.12.2012 № 185 и счет на оплату от 14.12.2012 № 172 на сумму 71 926 048 руб. (т. 1 л.д. 52). По запросу исполнителя от 17.09.2013 № 261, в приложении к письму от 25.09.2013 № 570 подрядчик направил последнему исполнительную документацию (т. 1 л.д. 54-59). После проверки фактически выполненных работ с участием представителя исполнителя, ООО «АСКА» и ОГУП «РЕМЭКС» составлены двухсторонние акты ф. КС-2: от 10.12.2013 № 1-5 на сумму 56 467 958 руб. (т. 1 л.д. 63-87). Указанные акты и справка ф. КС-3 от 10.12.2013 № 3, подписанная истцом в одностороннем порядке, направлены исполнителю письмом от 19.12.2013 № 779 (т. 1 .л.д. 61, 62). Письмом от 14.05.2014 № 282 истец обратился к ответчику и третьему лицу с просьбой оплатить выполненные работы (т. 1 л.д. 146). Ссылаясь на наличие неисполненной обязанности по оплате, выполненных и оформленных актами ф. КС-2 от 10.12.2013 работ на сумму 56 467 958 руб., ООО «АСКА» предъявило к Управлению иск о взыскании долга. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика возникла обязанность по оплате на заявленную сумму. Повторно рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для изменения судебного акта в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров. Согласно ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Основанием для оплаты выполненных работ является двухсторонний акт ф. КС-2, односторонний акт может быть признан судом действительным при условии, что мотивы от подписания акта признаны судом обоснованными. Из условий муниципального контракта от 11.02.2011 № 02/11следует, что на исполнителя возложена обязанность проверить фактическое выполнение работ, после чего акт ф. КС-2 должен быть согласован с муниципальным заказчиком, обязанность по оплате принятых работ возникает у муниципального заказчика после подписания справки ф. КС-3 (п. 7.4-7.6 и 2.4 муниципального контракта). Вместе с тем из материалов дела усматривается, что акты ф. КС-2 на отыскиваемую сумму подписаны только представителем исполнителя, доказательств того, что работы были предъявлены для приемки муниципальному заказчику, в материалы дела не представлено. Справка ф. КС-3 от 10.12.2013 № 3 (т. 1 л.д. 62) подписана подрядчиком в одностороннем порядке. Кроме того, стоимость работ, выполненных подрядчиком до того, как исполнение контракта было приостановлено на основании письма муниципального заказчика (т. 1 л.д. 49), также не была подтверждена ответчиком путем подписания справки ф. КС-3. Так, например, в соглашении от 05.07.2012 (т. 1 л.д. 50) стороны зафиксировали, что стоимость работ подлежащих принятию и оплате составляет 99 733 026 руб. Документального подтверждения выполнения работ на указанную сумму в материалы дела не представлено. Впоследствии письмом от 14.12.2012 № 466 (т. 1 .л.д. 52) истец обратился к исполнителю с требованием принять работы на сумму 71 926 048 руб. Акты, подписанные представителем исполнителя 10.12.2013, но не заверенные муниципальным заказчиком (т. 1 л.д. 63-87) составлены на сумму 56 467 958 руб., тогда как в сопроводительном письме в адрес ОГУП «РЕМЭКС» содержится указание на стоимость работ в размере 55 639 727 руб. с НДС (т. 1 .л.д. 61). При наличии между сторонами контракта разногласий, в том числе по фактическому объему или стоимости, по требованию любой из сторон могла быть назначена экспертиза (ч. 5 ст. 720 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако ни до принятия искового заявления к производству, ни в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ответчик, заявивший о выполнении им работ на сумму 56 467 958 руб. при наличии односторонних первичных учетных документов и возражений ответчика по предъявленному иску, о производстве экспертного исследования Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 по делу n А07-1505/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|