Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по делу n А07-16606/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-4872/2015

г. Челябинск

 

22 мая 2015 года

Дело № А07-16606/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,

судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Валдер О.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2015 по делу № А07-16606/2014 (судья Кручинина Н.Е.).

Индивидуальный предприниматель Нурисламов Дмитрий Илдарович, ОГРНИП 309028021500261 (далее – Нурисламов Д.И., предприниматель, заявитель), обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ИНН 0276097173, ОГРН 1050204343474 (далее – Администрация), Управлению по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ИНН 0276130085, ОГРН 1100280045546 (далее – УЗР г. Уфы, Управление по земельным ресурсам), в котором потребовал:

- признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка для размещения питомника, изложенный в письме Управления по земельным ресурсам от 06.08.2014 № 16772;

- возложить на УЗР г. Уфы обязанность в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять положительное решение о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040619:378 на праве аренды сроком на 49 лет для размещения питомника и опубликовать соответствующее информационное сообщение в газете «Вечерняя Уфа» и на официальном сайте Администрации в сети Интернет;

- взыскать в его пользу 30 000 рублей в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя (требования изложены с учётом их уточнения заявителем в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации – л.д. 4-7, 47-51, 78-83).

Заявление принято к производству арбитражного суда первой инстанции определением от 15.08.2014, делу присвоен номер А07-16606/2014 (л.д. 1-3).

Определением суда первой инстанции от 09.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ИНН 0277073256, ОГРН 1050204522390 (далее – Управление архитектуры, третье лицо) (л.д. 73-75).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2015 (резолютивная часть объявлена 05.03.2015) требование Нурисламова Д.И. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, изложенного в письме от 06.08.2014 № 16772, удовлетворено. Вместе с тем, суд избрал отличающийся от испрашиваемого заявителем способ восстановления нарушенного права, а именно: возложил на Администрацию в лице Управления по земельным ресурсам обязанность в срок, не превышающий 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу, опубликовать в официальном печатном издании – газете «Вечерняя Уфа» и на официальном сайте Администрации в сети Интернет информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040619:378 в аренду сроком на 49 лет для размещения питомника. Кроме того, суд взыскал с Администрации в пользу предпринимателя 30 000 рублей в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя (л.д. 110-124).

В апелляционной жалобе Управление по земельным ресурсам просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции неправомерно отнёс спорный земельный участок к рекреационной зоне «Р-1». Настаивает на том, что согласно Правилам землепользования и застройки г. Уфа, утверждённым решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 № 7/4, земельный участок с кадастровым номером 02:55:040619:378 расположен в жилой зоне «Ж-1». Размещение питомника является не основным, а вспомогательным видом разрешённого использования земель, расположенных в жилой зоне «Ж-1». В силу этого, как полагает податель жалобы, спорный участок не может быть предоставлен заявителю для целей размещения питомника, и отказ в предоставлении земельного участка в аренду является законным и обоснованным (л.д. 127-129).

Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов настоящего дела следует, что 20.11.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:040619:378. Общая площадь земельного участка 1100 ± 12 кв. метра. Категория земель «земли населённых пунктов». Вид разрешённого использования – отсутствует (прочерк). Местонахождение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах этого участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, с. Нагаево, ул. Озерная (л.д. 12-14, 84-86).

Согласно листу № 2 кадастрового паспорта от 21.11.2013 № 02/13/1-926363 данный земельный участок входит в территориальную зону «РБ, г. Уфа. Зона рекреационного назначения, реестровый номер 02:55:01:000 319 799, индекс Р-1», 02.55.1.383. Сведения об указанной территориальной зоне внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 № 7/4 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (л.д. 13, 85).

07 июля 2014 года Нурисламов Д.И. обратился в Администрацию с заявлением (письмо от 30.06.2014 № 55) о предоставлении земельного участка в аренду. Ссылаясь на статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации, предприниматель просил предоставить ему в аренду сроком на 49 лет для размещения питомника (без права строительства капитальных объектов) земельный участок с кадастровым номером 02:55:040619:378 (л.д. 11).

В письме от 06.08.2014 № 16772 Управление по земельным ресурсам от лица Администрации сообщило заявителю следующее. В соответствии с проектом планировки жилого района Зинино-Нагаево (корректировка), утверждённым постановлением главы Администрации от 16.12.2008 № 7444, на земельном участке с кадастровым номером 02:55:040619:378 размещение питомника не предусмотрено. В силу этого предоставление испрашиваемого участка для размещения питомника не представляется возможным (л.д. 34, 52).

Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду является незаконным, Нурисламов Д.И. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне «Р-1», рекреационная зона, одним из основных видов разрешённого использования земель в которой является размещение питомников.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статьи 197-200 АПК РФ, пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Нурисламов Д.И. обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством капитальных объектов.

Дата обращения заявителя – 07.07.2014.

Законность отказа Управления по земельным ресурсам в предоставлении земельного участка в аренду подлежит проверке на предмет соответствия нормам законодательства Российской Федерации, действовавшего на указанную дату.

Основное нормативное регулирование порядка предоставления заинтересованным лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, было предусмотрено в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс).

Так, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса (пункт 2). В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса, в редакции, действовавшей 07.07.2014).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса).

При этом до разрешения вопроса о предоставлении земельного участка конкретному лицу орган власти обязан в соответствии с утверждённым правовым актом, устанавливающим процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, обеспечить подготовку информации о предстоящем предоставлении земельного участка, а также заблаговременную публикацию такой информации (абзацы 2, 4 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса). Данные правила направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.11.2010 № 1549-О-О).

Из текста заявления Нурисламова Д.И., поступившего в Администрацию, следует, что предпринимателем соблюдены требования пунктов 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса. При обращении в орган местного самоуправления заявителем указаны кадастровый номер земельного участка (02:55:040619:378), испрашиваемое право (аренда) и цель использования земельного участка (для размещения питомника).

Следовательно, у Администрации (Управления по земельным ресурсам) возникла обязанность совершить действия, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса, то есть либо подготовить и опубликовать информацию о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду, либо отказать в предоставлении испрашиваемого участка путём направления в адрес заявителя мотивированного письменного сообщения.

Земельное законодательство Российской Федерации и статья 34 Земельного кодекса, в частности, не предусматривают право органа местного самоуправления отказать в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, без указания мотивов принятого решения.

Предоставление земельных участков должно сопровождаться соблюдением принципов справедливости, открытости и прозрачности соответствующих публичных процедур (пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса).

В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.11.2011 № 43/7 утверждено Положение о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, согласно приложению (далее – Положение). Данное Положение устанавливает процедуру предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также земельных участков, право распоряжения которыми в соответствии с действующим законодательством принадлежит органам местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для целей, не связанных со строительством, в том числе, порядок рассмотрения заявлений и принятия соответствующих решений (пункт 1.1 Положения).

Предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления физического лица или юридического лица (индивидуального предпринимателя), заинтересованного в предоставлении земельного участка (пункт 2.1 Положения).

Заявление с приложением документов предоставляется в

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по делу n А47-10969/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также