Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2015 по делу n А07-22653/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-2754/2015

г. Челябинск

 

27 апреля 2015 года

Дело № А07-22653/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2015 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малышева М.Б.,

судей Арямова А.А., Тимохина О.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27 января 2015 года по делу № А07-22653/2014 (судья Кутлин Р.К.).

В заседании приняли участие представители:

государственного унитарного предприятия "Башавтотрнас" Республики Башкортостан - Бикбулатов Р.Р. (доверенность от 09.12.2014 № 1314), Хисматова Г.З. (доверенность от 09.12.2014 № 1316),

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Коврижников Е.Г. (доверенность от 12.01.2015 № 17).

Государственное унитарное предприятие "Башавторанс" Республики Башкортостан (далее – заявитель, ГУП "Башавтотранс" РБ, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными решения от 22.10.2014 по делу № 328-18.1/14 и предписания от 22.10.2014 № 82-328-18.1/14, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – заинтересованное  лицо, УФАС России по Республике Башкортостан, антимонопольный орган).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Общественный координационный совет по делам инвалидов городского округа город Уфа и общество с ограниченной ответственностью "Уралавтомаркет" (далее - ООО "Уралавтомаркет").  

Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.01.2015 по настоящему делу требования, заявленные предприятием удовлетворены.

В апелляционной жалобе антимонопольный орган просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, податель апелляционной жалобы указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции не рассмотрен вывод антимонопольного органа об отсутствии согласия собственника на совершение закупки, предусмотренное п. 4 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Также податель апелляционной жалобы полагает, что арбитражным судом первой инстанции при принятии решения не учтен факт несоблюдения заказчиком условий  ст. 2, ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", так как ГУП "Башавтотранс" РБ, в нарушение условий ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в закупочной документации не учтены положения действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования транспортными средствами.      

В представленном отзыве на апелляционную жалобу ГУП "Башавтотранс" РБ просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.

Третьи лица, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили и отзывы на апелляционную жалобу не представили. 

С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, присутствовавших в судебном заседании 22.04.2015, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание представителей третьих лиц.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, присутствовавших в судебном заседании 22.04.2015, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

Удовлетворяя требования, заявленные предприятием, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемых решения и предписания.

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.

Как следует из имеющихся в деле доказательств, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, из прокуратуры Республики Башкортостан, поступило обращение Общественного координационного совета по делам инвалидов городского округа город Уфа, в котором сообщалось о нарушении ГУП "Башавтотранс" РБ условий ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", что выразилось в отсутствии в размещенной на сайте http://zakupki.gov.ru информации об открытом запросе цен в электронной форме на поставку транспортных средств (в лизинг) - автобусов ПАЗ 320302-08 (извещение № 31401538275), - указаний в техническом задании, на конкретные ГОСТы и ТУ, что, по мнению Общественного координационного совета по делам инвалидов городского округа город Уфа, нарушало права маломобильных групп населения.

УФАС России по Челябинской области 22.10.2014 вынесено решение по жалобе № 328-18.1/14, которым:

- жалоба Общественного координационного совета по делам инвалидов городского округа город Уфа на действия ГУП "Башавтотранс" при проведении запроса цен в электронной форме на поставку транспортных средств (в лизинг): автобусы ПАЗ 320302-08 (извещение № 31401538275), - признана обоснованной (п. 1);

- решено выдать предписание организатору торгов - ГУП "Башавтотранс" РБ предписание об устранении выявленных при рассмотрении жалобы в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" нарушений порядка организации и проведения торгов (п. 2).

Выданным заявителю заинтересованным лицом 22.10.2014 предписанием № 82-328-18.1/14, организатору торгов - ГУП "Башавтотранс" РБ предписано устранить выявленные при рассмотрении жалобы в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" нарушения порядка организации и проведения торгов путем аннулирования запроса цен в электронной форме на поставку транспортных средств (в лизинг): автобусы ПАЗ 320302-08 (извещение № 31401538275).

Основанием для вынесения оспариваемых заявителем решения и предписания послужило следующее:

"На официальном сайте http://zakupki.gov.ru ГУП "Башавтотранс" РБ было размещено извещение о проведении открытого запроса цен в электронной форме на поставку транспортных средств (в лизинг): автобусы ПАЗ 320302-08. Цена закупки (начальная максимальная цена) указана как стоимость автобусов за вычетом скидки по программе обновления парка колесных транспортных средств (программа утилизации ООО "Русские автобусы" - Группа ГАЗ"). Согласно письму Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Программа обновления парка колесных транспортных средств направлена на поддержку спроса на новые автомобили и оптимизацию автомобильного парка, осуществляется предприятиями за счет собственных средств на добровольной основе. К данной программе приложен перечень автопроизводителей, осуществляющих программы по обновлению парка колесных транспортных средств. Данные перечень состоит из 15 хозяйствующих субъектов. Однако, в закупочной документации ГУП "Башавтотранс" (Приложение 1 - "Состав и количество закупаемого товара, требования к техническим и функциональным характеристикам закупаемого товара") в качестве наименования указано: Автобус ПАЗ 320302-08 с газобалонным оборудованием. Указан единственный производитель (бренд): ООО "Русские автобусы - Группа ГАЗ" (ООО "Павловский автобусный завод"). В то же время согласно п. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", основными целями, преследуемыми законодателем при принятии указанного Федерального закона, являются своевременное и полное удовлетворение потребностей юридических лиц в товарах (работах, услугах), с одной стороны, и эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров (работ, услуг), а также развитие добросовестной конкуренции. Кроме того, согласно п. 2 ст. 3 223-ФЗ, одним из основных принципов закупки товаров (работ, услуг) заказчиками, указанными в п. 1 223-ФЗ, является отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции. Кроме того, следует отметить, что в соответствии с закупочной документацией покупка транспортных средств осуществлялась в лизинг. Согласно плана закупок ГУП "Башавтотранс" на 2014 год, размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru. финансовая аренда (лизинг) включена в план закупок предприятия. Согласно п. 4. статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. В тоже время согласия собственника на осуществление указанной сделки ответчиком не представлено. В соответствии со ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Организатором торгов в соответствии с Законом о закупках разработано свое Положение о закупках товаров, работ, услуг ГУП "Башавтотранс". При проведении закупочной процедуры организатор торгов руководствуется, в том числе, указанным Положением о закупках в части, не противоречащей действующему законодательству. Статьей 15 Федерального Закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидами для беспрепятственного пользования указанными средствами. В закупочной документации ГУП "Башавтотранс" не были учтены положения действующего законодательства в части создания условий инвалидами для беспрепятственного пользования транспортными средствами. В результате нарушения порядка организации и проведения торгов, выразившегося в неприменении норм действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования транспортными средствами могут быть нарушены права маломобильных групп населения".

В отношении довода, изложенного в решении антимонопольного органа, касательно указания в закупочной документации, конкретных данных транспортного средства (автобус ПАЗ 320302-08 с газобалонным оборудованием), и единственного производителя (ООО "Русские автобусы - Группа ГАЗ" (ООО "Павловский автобусный завод")), - суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В силу условий п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, каких-либо ограничений в части указания в документации о закупке, как конкретного вида товара, так и конкретного его изготовителя, указанной нормой Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не предусмотрено.

Об этом же, указывает и антимонопольный орган в тексте апелляционной жалобы на решение арбитражного суда первой инстанции.

Соответственно, указание заявителем в закупочной документации конкретных показателей, в данном случае, не приводит, ни к дискриминации, ни к необоснованному ограничению конкуренции.

В отношении довода, изложенного в решении антимонопольного органа, касательно нарушения

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2015 по делу n А76-26548/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также