Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2015 по делу n А07-11727/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-1771/2015

г. Челябинск

 

06 апреля 2015 года

Дело № А07-11727/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимохина О.Б.,

судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 ноября 2014 года по делу № А07-11727/2014 (судья Чернышова С.Л.).

В судебном заседании принял участие представитель муниципального унитарного предприятия Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Дорофеева С.М. (паспорт, доверенность №1-1/0002 от 12.01.2015).

Муниципальное унитарное предприятие Управление электротранспорта городского округа города Уфы Республики Башкортостан (далее - заявитель, МУЭТ, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Отделу Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, ОГИБДД, отдел) о признании незаконным и не подлежащим исполнению предписание ОГИБДД Управления МВД России по городу Уфе № 420 от 28.04.2014 об обязании организовать выполнение мероприятий, направленных на приведение в соответствие требованиями ГОСТ Р 50597-93 пространства между рельсами трамвайных путей по ул. Свердлова, на участке между ул. Аксакова и М. Гафури (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация ГО г.Уфа, администрация),  Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных учреждений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных учреждений, управление), Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление коммунального хозяйства и благоустройства).

Решением суда от 28 ноября 2014 года (резолютивная часть объявлена 17 ноября 2014 года) в удовлетворении заявленных требований отказано; производство по делу в части требования заявителя о признании незаконным и не подлежащим исполнению предписание ОГИБДД № 421 от 28.04.2014 прекращено.

Заявитель, не согласившись с таким решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя, МУЭТ не является ответственным за содержание и ремонт спорного участка дороги. Заявитель несет ответственность только за содержание в исправном состоянии трамвайных путей, но не за дорожное покрытие. Трамваи движутся по рельсам и никак не соприкасаются с асфальтобетонным покрытием, по которому движутся безрельсовые транспортные средства. Заявитель является ответственным лицом только за недостатки выявленные в ненадлежащем содержании трамвайного полотна (оскола, излома) - во всех остальных случаях содержание дорожного покрытия в зоне трамвайных путей относится к ведению Муниципального учреждения по содержанию и благоустройству территории соответствующего района г. Уфы (в рассматриваемом случае - Кировского района г. Уфы).

До начала судебного заседания от заинтересованного лица и третьих лиц поступили отзывы на апелляционную жалобу заявителя, в которых они просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, по возражениям, изложенным в отзывах.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте – заинтересованное лицо и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. До начала судебного заседания от заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

С учетом мнения представителя заявителя, а также поступившего ходатайства, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заинтересованного и третьих лиц.

В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой заявителем части.

Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки 04.04.2014 в 10.00 старшим государственным инспектором ОГИБДД УМВД России по городу Уфе Иликеевым Р.Р. в присутствии свидетелей с применением средств фотофиксации (т. 1, л.д. 20-25) составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дородного движения.

Из вышеуказанного акта следует, что на участке: ул. Свердлова, напротив д. 72/1 выявлены недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: ямы, выбоины между рельсами трамвайных путей, размером ш. 1,5м., д. 2м., гл. 0,16м., то есть нарушено покрытие межрельсового настила трамвайных путей на обозначенном участке улично-дорожной сети, что, по мнению инспектора ОГИБДД, является нарушением требований Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93), поскольку в соответствии с п. 3.1.13 ГОСТа не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно укрытия более 2,0 см.

В день составления (04.04.2014) акт передан представителю обслуживающей данный участок организации МУЭТ - принял инженер по БДД Быков.

28 апреля 2014 года Врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Управления МВД России по городу Уфе Кульсинбаевым И.Ф. вынесено предписание № 420 о приведении в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 пространства между рельсами трамвайных путей по ул. Свердлова на участке между улицами Аксакова и им. М. Гафури в срок до 15.05.2014 (т. 1, л.д. 10).

Данное предписание направлено на имя директора МУЭТ Олейника А.Н., по адресу: г. Уфа, ул. Адмирала Макарова, 19/1.

Предприятие, не согласившись с вынесенным предписанием № 420 от 28.04.2014, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что предписание является законным и обоснованным, поскольку факт наличия нарушения требований правил и стандартов по содержанию трамвайного пути административным органом доказан.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон №196-ФЗ), задачами которого являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу ст. 3 Закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются, в том числе Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ).

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения городского округа п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), следовательно, данные полномочия являются расходным обязательством местного бюджета.

Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона № 196-ФЗ.

Из этого следует, что вопросы ремонта автомобильных дорог местного значения регулируются нормативными актами муниципальных образований.

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 02.07.2009 № 17/7 в соответствии с Законом № 131-ФЗ, Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Градостроительным кодексом Российской Федерации № 190-ФЗ от 29.12.2004, Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», с учетом Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, с целью улучшения уровня благоустройства, санитарного состояния территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан разработаны и утверждены Правила благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которые устанавливают единые и обязательные для исполнения нормы и правила в сфере благоустройства, содержания и уборки территории в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

В силу п. 4.2 Правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет средств бюджета города обеспечивает, в том числе: благоустройство и содержание (санитарную очистку и ремонт) территорий общего пользования: проезжей части улиц, площадей, скверов, парков, остановок общественного транспорта, пешеходных территорий и иных территорий, за исключением территорий, содержание и санитарную очистку которых обязаны осуществлять юридические и физические лица в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами.

Согласно ст. 2 Закона №196-ФЗ дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В силу п. 1.2. Правил дорожного движения Российской Федерации проезжая часть - это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

С учетом изложенного, трамвайные пути вне зависимости от их расположения (обособленные или в одном уровне с проезжей частью) не являются проезжей частью.

В силу с п. 2.42 СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии», утвержденные приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/4 «Об утверждении свода правил «СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии», определяет, что к верхнему строению трамвайного пути относятся: рельсы, контррельсы, стыковые и промежуточные скрепления, противоугоны, путевые и междупутные тяги, температурные компенсаторы (уравнительные приборы), подрельсовые основания - шпалы, брусья, рамы, лежни, балласт, а также спецчасти - стрелочные переводы и глухие пересечения; кроме того, на совмещенном и обособленном полотне - дорожное покрытие пути, а на мостах, путепроводах, эстакадах и насыпях - охранные рельсы и брусья.

Согласно п. 5.2.9 Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30.11.2001 № АН-103-р, граница трамвайного полотна на совмещенном и обособленном полотне независимо от ширины междупутья, должна проходить на расстоянии 0,7 м. от внешнего рельса с каждой стороны.

В силу с п. 3.1.13 ГОСТ Р 50597-93 не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно п. 5.1.3 Правил технической эксплуатации трамвая предусмотрено, что трамвайные пути, расположенные в проезжей части улицы, укладываются выше уровня дорожного покрытия не более чем на 20 мм.

Постановлением Главы администрации городского округа город Уфа от 22.03.2010 № 1234 на основании ст. 16, 51 Закона № 131-ФЗ объекты внешнего благоустройства, в том числе проезжие части автодорог переданы на содержание муниципальным бюджетным учреждениям по благоустройству (Управлениям по содержанию и благоустройству) районов городского округа город Уфа.

Между тем, вопросы содержания

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2015 по делу n А07-24241/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также