Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2015 по делу n А76-16691/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-2793/2015 г. Челябинск
06 апреля 2015 года Дело № А76-16691/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Соколовой И.Ю., судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Росспиртпром» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.02.2015 по делу № А76-16691/2014 (судья Наконечная О.Г.). В заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Шуплецова Екатерина Геннадьевна (доверенность от 30.01.2015 № 122). Открытое акционерное общества «Росспиртпром» (далее - заявитель, ОАО «Росспиртпром») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – заинтересованное лицо, Управление Росреестра) от 17.06.2014 № 25/031/2014-11 в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта недвижимого имущества - нежилое здание: (торговый отдел, сбыт, операторская, столовая) по адресу: г. Челябинск ул. Третьего Интернационала, 90. Определениями суда первой инстанции от 26.08.2014 и 13.11.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство культуры Челябинской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее – ТУФАУГИ в Челябинской области), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество), федеральное государственное унитарное предприятие «Росспиртпром» (далее – ФГУП «Росспиртпром»), Правительство Российской Федерации (далее Правительство) (далее вместе – третьи лица). Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.02.2015 (резолютивная часть оглашена 30.01.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано. С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ОАО «Росспиртпром» (далее также – податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об отнесении заявленного на регистрацию нежилого здания к объектам, представляющим историко-культурную ценность. Полагает, что представленные Министерством культуры Челябинской области материалы подтверждают отнесение к такому объекту комплекса ликеро-водочного завода, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Третьего Интернационала, 90, хотя такой объект в уставной капитал ОАО «Росспиртпром» не передавался. По мнению апеллянта, судом первой инстанции ошибочно отклонен довод общества об осуществлении государственной регистрации права собственности ОАО «Росспиртпром» на 56 объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Третьего Интернационала, 90, которые построены одновременно со спорным объектом и по своему функциональному и технологическому назначению были необходимым для работы всего комплекса ликеро-водочного завода. Указанное косвенно свидетельствует об отсутствии необходимости предоставления охранного свидетельства. Также апеллянт ссылается на отсутствие оценки судом первой инстанции позиции ТУФАУГИ в Челябинской области, согласно которой на момент внесения имущества в уставной капитал общества (03.02.2014) отсутствовали данные об отнесении здания к объектам культурного наследия, что опровергает утверждения Министерства культуры Челябинской области о выявлении объекта культурного наследия 12.01.1994. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители заявителя и третьих лиц не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц. В судебном заседании представитель заинтересованного лица изложил возражения на апелляционную жалобу. Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2011 № 421 «Об увеличении уставного капитала открытого акционерного общества «Росспиртпром» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», из оперативного управления ФГУП «Росспиртпром» изъято и внесено в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО «Росспиртпром» имущество, по перечню согласно приложению в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала. На ТУФАУГИ в Челябинской области возложена обязанность обеспечить реализацию указанных в постановлении мероприятий. В перечень имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2011 № 421, вошел объект – нежилое здание (торговый отдел, сбыт, операторская, столовая), по адресу: г. Челябинск ул. Третьего Интернационала, 90 (пункт 63). В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2011 № 421 был оформлен передаточный акт имущества, подлежащего внесению в уставный капитал ОАО «Росспиртпром» подписанный ТУФАУГИ в Челябинской области и ОАО «Росспиртпром» в качестве принимающей стороны, согласованный с ФГУП «Росспиртпром» и утвержденный ТУФАУГИ в г. Москве (л.д. 12-15), В перечень передаваемых ОАО «Росспиртпром» объектов вошло нежилое здание (торговый отдел, сбыт, операторская, столовая), по адресу: г. Челябинск ул. Третьего Интернационала, 90 (позиция № 2 в перечне зданий и сооружений). 18.03.2014 представитель ОАО «Росспиртпром» обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание (торговый отдел, сбыт, операторская, столовая на основании вышеназванного передаточного акта (л.д. 39). 03.04.2014 Управлением Росреестра на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закона о государственной регистрации) государственная регистрация была приостановлена, о чем заявителю направлено уведомление № 25/031/2014-11 (л.д. 52). 04.04.2014 государственным регистратором был направлен межведомственный запрос в Министерство культуры Челябинской области об отнесении к объектам культурного наследия и необходимости оформления охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия, указанных в письме Министерства от 14.11.2012 №01-20/3568 - комплекс ликеро-водочного завода, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Третьего Интернационала, 90 (л.д. 82, 89-90). Письмом от 05.06.2014 Министерство культуры Челябинской области направило в Управление Росреестра уточненную информацию об объектах недвижимости, входящих в состав объекта культурного наследия - комплекс ликеро-водочного завода, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Третьего Интернационала, 90, состоящего в списке выявленных объектов культурного наследия Челябинской области, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность, как памятник архитектуры и градостроительства (л.д. 86-88). В прилагаемом к письму перечне указано нежилое здание (торговый отдел, сбыт, операторская, столовая), по адресу: г. Челябинск ул. Третьего Интернационала, 90. 17.06.2014 Управление Росреестра по Челябинской области, на основании абз.10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации отказало ОАО «Росспиртпром» в государственной регистрации права собственности на нежилое здание (торговый отдел, сбыт, операторская, столовая), поскольку заявителем не представлено охранное обязательство, о чем в адрес заявителя было направлено сообщение № 25/031/2014-11 (л.д. 11). Не согласившись с указанным отказом в государственной регистрации права собственности и полагая, что последний нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, ОАО «Росспиртпром» обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил обстоятельство отнесения комплекса ликеро-водочного завода, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Третьего Интернационала, 90 к объектам культурного наследия и пришел к выводу о возможности приватизации нежилого здания (торговый отдел, сбыт, операторская, столовая) при условии обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (охранным обязательством). Поскольку такое обязательство не было представлено для государственной регистрации права собственности, Управлением Росреестра правомерно отказано в ее осуществлении. Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации установлены основания для государственной регистрации прав, из которого следует, что основанием для государственной регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. В силу статьи 16 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в статье 17 указанного Закона и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав). В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав. Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации). Из материалов дела следует, что спорные отношения сторон возникли по поводу необходимости предоставления в числе документов, предоставляемых на государственную регистрацию охранного обязательства по содержанию и использованию объекта культурного наследия. Порядок охраны объектов культурного наследия установлен Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ). В соответствии со статьей 3 Закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях применения данного Закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. В статье 4 Закона № 73-ФЗ под объектом культурного наследия регионального значения понимаются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации. Согласно статье 15 Закона № 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее -реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия, который представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2015 по делу n А76-22801/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|