Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу n А76-23647/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-1139/2015 г. Челябинск
01 апреля 2015 года Дело № А76-23647/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Малышевой И.А., судей Баканова В.В., Кузнецова Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тихоновой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.12.2014 по делу № А76-23647/2014 (судья Попова Т.В.). В судебном заседании приняли участие представители: Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Русско-Британский Институт Управления» – Яшкевич С.М. (паспорт, доверенность №10-03-10/66 от 25.03.2015); Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г.Челябинска - Крутикова Ю.А. (паспорт, доверенность №05-27/002978@ от 20.01.2015). Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русско-Британский Институт Управления» (далее – заявитель, учреждение, налогоплательщик, НОУ ВПО «РБИУ») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г.Челябинска (далее – ответчик, заинтересованное лицо, налоговая инспекция, ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска) о признании недействительным решения от 01.07.2014 № 80 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.12.2014 (резолютивная часть от 23.12.2014) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска от 01.07.2014 № 80 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 713 000 руб. 85 коп., соответствующих сумм пени по земельному налогу 31 301 руб. 41 коп., а также в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 185 857 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. Налоговый орган не согласен с решением суда в части удовлетворения заявленных требований, считает решение суда в данной части незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Инспекция утверждает, что вывод суда о необходимости применения с 01.04.2013 новой, уменьшенной кадастровой стоимости земельных участков, не соответствует положениям действовавшего на момент вынесения решения инспекции законодательства, а именно, ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, а изменение базы в течение налогового периода недопустимо. Опираясь на положения указанной нормы права, инспекция утверждает, что земельный налог за 2 - 4 квартал 2013 год обоснованно был исчислен ею, исходя из кадастровой стоимости, установленной по результатам массовой оценки земель по состоянию на 01.01.2013. Помимо этого, налоговый орган утверждает, что суд первой инстанции при вынесении решения допустил произвольное толкование норм действующего законодательства. В действующем законодательстве не установлен правовой механизм, определяющий особенности определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедших в течение налогового периода. Суд необоснованно исчисляет земельный налог по кварталам, поскольку ни один законодательный акт не устанавливает данный порядок. Кроме того, суд в части взыскания штрафа пришёл к выводу об отсутствии вины налогоплательщика в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, однако, в данном случае п. 3 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации, по мнению апеллянта, не применим, поскольку действующее законодательство не содержит разъяснений по исчислению и уплате земельного налога в части установления новой кадастровой стоимости, внесённой в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода. С учётом изложенного, инспекция просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме. До судебного заседания от НОУ ВПО «РБИУ» поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором учреждение не согласилось с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, считает что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу и применены нормы материального права, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. В судебном заседании представители налогового органа и налогоплательщика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также в отзыве на апелляционную жалобу. В соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истолкованной применительно к пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», законность и обоснованность решения проверяются апелляционным судом исключительно в обжалуемой налоговым органом части, то есть в части удовлетворения заявленного требования, поскольку со стороны налогоплательщика не поступило возражения против пересмотра решения в указанной части. Законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации НОУ ВПО «РБИУ» за 2013 год, представленной в инспекцию 15.01.2014 по телекоммуникационным каналам связи, по данным которой в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0711004:5 налоговая база по земельному налогу отражена в размере 3 861 800 руб., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 14 482 руб., в подтверждение чего по требованию налогового органа заявителем представлены пояснения от 04.04.2014 № 51-03-25/43 с приложением копии решения Арбитражного суда Челябинской области от 12.03.2013 по делу № А76-22846/2012. По итогам проверки установлено, что заявителем не уплачен земельный налог за 2013 год в сумме 929 285 руб. в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0711004:5 на 61 952 306 руб. По факту выявленного нарушения инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 28.04.2014 № 956 и вынесено решение от 01.07.2014 №80 о привлечении НОУ ВПО «РБИУ» к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого заявителю начислен штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 185 857 руб. за неполную уплату земельного налога за 2013 год в результате занижения налоговой базы. Кроме того, данным решением налогоплательщику были доначислены земельный налог за 2013 год в размере 929 285 руб., пени по налогу в размере 52 538 руб. 17 коп. Решение от 01.07.2014 № 80 вручено 08.07.2014 представителю учреждения Власовой О.А., действующей по доверенности от 01.07.2014, что подтверждается её подписью на данном решении. Решение от 01.07.2014 № 80 в апелляционном порядке заявителем было обжаловано в УФНС России по Челябинской области. УФНС России по Челябинской области решением от 05.09.2014 № 16-07/002925@ утвердило оспариваемое решение. Не согласившись с принятым решением налогового органа, заявитель в порядке ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0711004:5, принадлежащего НОУ ВПО «РБИУ», установленная решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.03.2013 по делу № А76-22846/2012 в размере 3 861 800 руб., не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2013 год до 01.04.2013, поскольку решение, которым кадастровая стоимость определена в размере рыночной, вступило в законную силу 13.04.2013. Выводы суда первой инстанции в данной части являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства. Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 № 165-О-О, от 01.03.2011 № 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу определён ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации: при этом сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Согласно п. 1, 2 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. «Правила проведения государственной кадастровой оценки земель» утверждены постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 и определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей установленных законом. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 «Правил проведения кадастровой оценки земель», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316). Согласно п. 9 - 10 указанных Правил, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. В соответствии с подпунктом 11 п. 2. ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости включаются в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объектах недвижимости, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости. В соответствии с п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года. В силу п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Статьёй 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Исходя из данных норм, при расчёте размера земельного налога за налоговый период подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, которая зафиксирована в государственном земельном кадастре. Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Таким образом, статьёй 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено два способа определения кадастровой стоимости земельных участков: государственная кадастровая массовая оценка земель и рыночная (индивидуальная) оценка земельных участков с учётом его особенностей. При этом, как разъяснено определением Конституционного суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 275-0-0, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учёт) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу n А07-25481/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|