Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу n А47-8811/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-740/2015

г. Челябинск

 

31 марта 2015 года

Дело № А47-8811/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2015.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2014 по делу №А47-8811/2014 (судья Цыпкина Е.Г.).

В судебном заседании приняли участие представители:

открытого акционерного общества «Железнодорожная Торговая Компания» – Запорощенко Д.А. (доверенность от 23.12.2014).

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской  области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Железнодорожная торговая компания» (далее – заинтересованное лицо, ООО «Железнодорожная торговая компания», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за реализацию алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.

Определением суда от 09.10.2014 к  участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Дьякова Ирина Викторовна (далее – Дьякова И.В.).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2014  в удовлетворении заявления Управления отказано, алкогольная продукция, изъятая в соответствии с протоколом от 09.07.2014, изъята из оборота и направлена на переработку или уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Административный орган не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о привлечении общества к административной ответственности и обжаловал его в этой части в апелляционном порядке.

В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неверное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что в рассматриваемой ситуации положения Федерального закона от 26.12.2009 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ) не подлежат применению, поскольку признаки правонарушения выявлены в ходе визуального мониторинга ценников на алкогольную продукцию и зафиксировано в составленных в рамках производства по делу об административном правонарушении протоколах.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных мнениях по делу. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.

Поскольку решение суда первой инстанции обжалуется заявителем лишь в части отказа в удовлетворении требований о привлечении общества к административной ответственности и иными лицами, участвующими в деле не заявлено возражений против пересмотра судебного акта лишь в указанной части, в соответствии с ч.5 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции проверяется на предмет законности и обоснованности исключительно в обжалованной части.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, ОАО «Железнодорожная торговая компания» зарегистрирована в качестве юридического лица 04.06.2007 за основным государственным регистрационным номером 5077746868403 и имеет лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции от 16.07.2013, регистрационный номер 1901/56РП/А0000476.

В соответствии с Уставом, общество имеет Челябинский филиал, который осуществляет свою деятельность в том числе, посредством обособленного структурного подразделения – Оренбургского торгово-производственного объединения «Пассажирское питание», расположенном в г. Оренбурге.

09.07.2014 сотрудниками Управления на основании приказа исполняющего обязанности руководителя №557 от 07.07.2014 «О проведении мероприятий по наблюдению за исполнением отдельных обязательных требований Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» организациями осуществляющими оборот алкогольной продукции на территории Оренбургской области» проведено мероприятие по наблюдению за соблюдением обязательных требований к ценам на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов. Сотрудниками Управления проведен осмотр территорий и помещений торгово-выставочного зала Закусочной №1, расположенного по адресу: г. Оренбург, пр. Парковый, д. 54, числящегося на балансе ОАО «Железнодорожная торговая компания». Результаты осмотра отражены в составленном в присутствии работника общества (заведующей производством Мазуровой Г.И.) и понятых протоколе от 09.07.20114 с приложением фотоматериалов.

Осмотром установлено, что на витрине торгово-выставочного зала выставлена для последующей розничной продажи, алкогольная продукция как отечественного, так и импортного производства, на которую отсутствует товарно-сопроводительная документация: водка «Флотоводец Черноморский», крепостью 40%, объемом 0,5 л. в количестве 1 бут., водка «Царская», крепостью 40%, объем 0,25 л. в количестве 1 бут., Российский коньяк «Трехлетний. Три звездочки», крепостью 40%, объем 0,1 л. в количестве 7 бут., коньяк «Французский стандарт», крепостью 40%, объем 0,1 л. в количестве 4 бут., коньяк «Аур Баланешть три звездочки», крепостью 40%, объемом 0,2 л в количестве 2 бут., Российский коньяк выдержанный «Легенда Дагестана», крепостью 40%, объемом 0,25 л в количестве 2 бут., Российский коньяк «Трехлетний. Три звездочки», крепостью 40%, объем 0,25 л. в количестве 2 бут., напиток винный «Мускатный», крепостью 8%, объем 0,75 л. в количестве 4 бут., винный напиток без добавления этилового спирта «Кагор», крепостью 13,5 - 14,5%, объем 0,7 л. в количестве 2 бут., напиток крепкий алкогольный «Бренди Созвездие Дагестана», крепостью 40%, объем 0,5 л. в количестве 1 бут., напиток крепкий алкогольный «Бренди Созвездие Кизляра», крепостью 40%, объем 0,5 л. в количестве 1 бут., Российский коньяк «Трехлетний. Три звездочки», крепостью 40%, объем 0,5 л. в количестве 1 бут., Российский коньяк «Трехлетний. Ночной Кизляр», крепостью 40%, объем 0,25 л. в количестве 1 бут., вино столовое «Шардоне», крепостью 10 - 12%, объем 0,7 л. в количестве 1 бут., Российское шампанское «Екатеринбургское полусладкое белое», крепостью 10,5-13%, объем 0,75 л. в количестве 1 бут., Российское шампанское «Белое Дагестанское», крепостью 10,5-13%, объем 0,75 л. в количестве 1 бут., винный напиток «Российское полусладкое Тавинко», крепостью 8%, объем 0,75 л. в количестве 1 бут., напиток слабоалкогольный тонизирующий «Ягуар оригинальный перфект», крепостью 7.2%, объем 0,5 л. в количестве 33 банок, напиток слабоалкогольный тонизирующий «Тен страйк энерджи рэд», крепостью 7 %, объем 0,5 л., в количестве 3 банок, напиток слабоалкогольный газированный «Черный русский перфект», крепостью 7,2%, объем 0,5 л. в количестве 3 банок.

Указанная алкогольная продукция изъята в соответствии с протоколом изъятия от 09.07.2014.

Определением Управления от 09.07.2014 в отношении ОАО «Железнодорожная торговая компания» возбуждено дело об административном правонарушении.

Извещением от 24.07.2014 общество извещено о необходимости явки его представителя в Управление 07.08.2014 для участия в составлении протокола об административном правонарушении по факту выявленного нарушения  Извещение направлялось по юридическому адресу общества посредством почтового отправления 25.07.2014, что подтверждается реестром отправленной корреспонденции с отметкой органа связи.

07.08.2014 Управлением в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении №06-12/172 по признакам правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.

Поскольку рассмотрение дел об административных правонарушения, предусмотренных ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, отнесено к подведомственности арбитражных судов (ч.3 ст.23.1 КоАП РФ), материалы административного дела с заявлением о привлечении общества к административной ответственности в порядке ст.23.1 КоАП РФ направлены Управлением в Арбитражный суд Оренбургской области.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя о привлечении ОАО «Железнодорожная торговая компания» к административной ответственности, суд первой инстанции руководствовался выводом о недоказанности наличия в действиях общества состава правонарушения ввиду получения доказательств с грубым нарушением Управлением установленных Законом №294-ФЗ требований к процедуре проведения проверки.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.

Порядок оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 1 этого Закона установлено, что его действие распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), и на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.

В силу п.16 ст.2 Закона №171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается, в числе прочего, хранение и розничная продажа такой продукции.

В соответствии с п.1 ст.10.2 Закона №171-ФЗ, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объёма готовой продукции); заверенные подписью руководителя организации и её печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учёта покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).

Пунктом 139 раздела XIX Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55, предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию правки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

Таким образом, законодателем установлено требование об обязательном наличии определенной совокупности документов, подтверждающих легальность производства и оборота спиртосодержащей продукции, при осуществлении деятельности, связанной с оборотом алкогольной продукции.

В соответствии с п.1 ст.2.1. КоАП РФ  административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лиц, за которое установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ  предусмотрена административная ответственность юридических лиц за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, в виде наложения административного штрафа на от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Из материалов дела следует, что вменяемое в вину обществу нарушение установлено по результатам проведенного осмотра помещения, относящегося к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу n А47-9605/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также