Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А47-4382/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-1607/2015

г. Челябинск

 

19 марта 2015 года

Дело № А47-4382/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Мальцевой Т.В.,

судей Деевой Г.А., Ширяевой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.12.2014 по делу №А47-4382/2014 (судья Пирская О.Н.).

Государственное учреждение «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» (далее – ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области», истец)  обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к открытому акционерному обществу «Акционерная нефтяная компания «Башнефть» (далее – ОАО «АНК «Башнефть», ответчик, податель апелляционной жалобы) с исковым заявлением о взыскании ущерба в размере 1060 руб. 90 коп., причиненного автомобильной дороге Ивановка-Сорочинск-Ташла (т.1, л.д.13-15).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.12.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме (т.2, л.д.67-75).

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО «АНК «Башнефть» обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать (т.2, л.д.84-88).

В обоснование доводов апелляционной жалобы ОАО «АНК «Башнефть» ссылается на то, что истец не является уполномоченным лицом на осуществление весового контроля транспортных средств. Указывает, что в акте взвешивания №4 от 04.04.2013 отсутствует подпись сотрудника ГИБДД, подтверждающая, что взвешивание осуществлялось в присутствии инспектора ГИБДД. Кроме того, ответчик не был привлечен к административной ответственности по результату проведения весового контроля 04.04.2013. Полагает, что все весовое оборудование было установлено не в соответствии с инструкцией по эксплуатации весов, что привело к искажению показаний и увеличению нагрузки на отдельную ось транспортного средства. Считает, что весовое оборудование установлено на неровной поверхности, что также привело к искажению результатов.

Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность судебного акта и несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители сторон не явились.

В соответствии со статьями 123, 156  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, автомобильная дорога Ивановка-Сорочинск-Ташла является собственностью Оренбургской области и закреплена за истцом на праве оперативного управления (т.1, л.д.22-25).

04.04.2013 автомобиль Камаз 5633-11-15 государственный номер Н 565 ТА 56, принадлежащий ОАО «АНК «Башнефть», осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге Ивановка-Сорочинск-Ташла.

Факт владения автомобилем на праве собственности подтверждается сведениями о государственной регистрации транспортного средства истребованными судом из УГИБДД УМВД России по Оренбургской области, карточка учета транспортного средства, согласно которой, за ответчиком на праве собственности числится транспортное средство – Камаз 5633-11-15 государственный номер Н 565 ТА 56 и ответчиком данный факт не оспаривается.

На передвижном пункте весового контроля №12 административной дороги Ивановка-Сорочинск-Ташла на 67 км. при взвешивании автомобиля Камаз 5633-11-15 государственный номер Н 565 ТА 56 было установлено превышение значений предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых нагрузок на каждую ось транспортного средства.

По результатам взвешивания был составлен акт №1 от 04.04.2013 (т.1, л.д.18).

Согласно акту №4 от 04.04.2013 превышение предельно допустимых осевых нагрузок по второй оси составило 0,40 тонн, по третьей оси 0,60 тонн, что свидетельствует о превышении фактически установленных осевых нагрузок по отношению к нормативной.

Акт подписан водителем и один экземпляр передан водителю транспортного средства Галкину А.М.

В соответствии с актом №4 от 04.04.2013 размер ущерба составил 1 060 руб. 90 коп.

Направленная истцом в адрес ответчика претензия №01-07-14/3576 от 13.06.2013 оставлена последним без удовлетворения (т.1, л.д.19, 21).

Поскольку ответчик не возместил истцу ущерб, причиненный в результате нарушения установленных требований, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из подтвержденного факта превышения установленных предельно допустимых значений осевых нагрузок транспортного средства, что является основанием для взыскания платы в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.

Выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными.

Под убытками, согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренных статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как верно установлено судом первой инстанции, отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ).

Согласно пунктам 11 и 13 статьи 11 Федерального закона №257-ФЗ, установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона №257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Порядок перевозки тяжеловесных грузов регламентирован Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, зарегистрированной в Министерстве юстиции 08.08.1996 №1146 (далее - Инструкция), ряд положений которой были исключены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2012 №258 (далее - Приказ).

По смыслу пунктов 1, 2 Приказа перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном в настоящем Приказе.

Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах).

Постановлением Правительства Оренбургской области от 21.06.2010 №445-р «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области», установлены предельно допустимые параметры нагрузки по полной массе транспортного средства и предельно допустимые осевые нагрузки для транспортных средств в зависимости от расстояния между сближенными осями.

Приказом Минтранса России от 27.04.2011 №125 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.

Пунктом 2.1 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 27.04.2011 №125 предусмотрено, что на федеральных автомобильных дорогах взвешивание транспортных средств, составление акта по результатам взвешивания транспортного средства осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Из положений пунктов 2.2 и 2.3 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 27.04.2011 №125 следует, что при весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, на автомобильных дорогах муниципального значения взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.

Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ установлено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах,  полномочия по осуществлению весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения принадлежат исполнительным органам государственной власти, на автомобильных дорогах муниципального значения - местной администрации (исполнительно-распорядительному органу муниципального образования).

Как следует из материалов дела, автомобильная дорога Ивановка-Сорочинск-Ташла является собственностью Оренбургской области и закреплена за истцом на праве оперативного управления (т.1, л.д.22-25).

Кроме того, согласно пункту 2.1. Устава ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации и Оренбургской области порядке, в числе прочих, функцию обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них, в том числе  обеспечивает взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов.

Таким образом, субъект Российской Федерации - Оренбургская область, в лице ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» как владелец автомобильной дороги местного значения, по которой осуществляется перевозка тяжеловесных грузов, в целях обеспечения сохранности своего имущества, во исполнение положений приказа Минтранса России от 27.04.2011 №125 обеспечивает взвешивание тяжеловесных транспортных средств на дорогах регионального и межмуниципального значения, с использованием средств измерения.

На основании изложенного, ссылка ОАО «АНК «Башнефть» на то, что истец не является уполномоченным лицом на осуществление весового контроля транспортных средств, подлежит отклонению.

В соответствии с пунктами 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 №934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств; размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений, в том числе: а) предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.

В таблице 2 Приложения к названным Правилам установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.

В силу Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 №934 размер, порядок исчисления и взимания платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта,

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А34-3554/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также