Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 по делу n А07-10785/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-1691/2015

г. Челябинск

 

13 марта 2015 года

Дело № А07-10785/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

         председательствующего судьи Карпачевой М.И.,

         судей Ермолаевой Л.П., Соколовой И.Ю., 

         при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О. С.,

         рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу   Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.12.2014 по делу № А07-10785/20144 (судья Кручинина Н.Е.).

         В заседании принял участие представитель:

         общества с ограниченной ответственностью «Луидор» - Кабиров А.У. (доверенность от 01.12.2014).

    Общество с ограниченной ответственностью «Луидор» (далее - ООО «Луидор», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Совет г. Уфы, заинтересованное лицо) о признании недействительным Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 (в редакции от 13.10.2011) «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан» в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:030158:14 (л.д. 5-8).

Требование заявлено как оспаривание ненормативного правового акта в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ, л.д. 145).

Определением суда первой инстанции от 05.11.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – ГУАиГ, л.д. 73-75), определением от 18.12.2014 – администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – администрация, л.д. 102-104).

  Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.12.2014 (резолютивная часть объявлена 25.12.2014) требования удовлетворены,  признано недействительным Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (в редакции Решений Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.10.2011 N 41/9, от 22.10.2012 N 10/12) в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010158:14 (л.д. 149-166).

В апелляционной жалобе Совет г. Уфы (далее – податель жалобы, апеллянт), ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права,  просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.

По мнению подателя апелляционной жалобы, суд сделал ошибочный вывод о том, что земельный участок к кадастровым номером 02:55:030158:14 не находится на территории общего пользования в границах красных линий. Из чертежа проекта планировки Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском и Орджоникидзевском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.08.2011 №4537, следует, что указанный земельный участок расположен в границах красных линий. Данный проект планировки разработан в соответствии с генеральным планом города Уфы Республики Башкортостан (с учетом корректировки генерального плана, утвержденной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04.08.2006 № 14/4), Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан. На основании указанных нормативных правовых актов, являющихся действующими, принято оспоренное решение.

Кроме того, заявитель является собственником не здания, а лишь помещений в нём, в силу чего не обладает исключительным правом на приватизацию земельного участка, вопрос о правах третьих на данный земельный участок судом не исследовался.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились.

С учетом мнения представителя заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица и третьих лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «Луидор» на праве собственности принадлежат объекты недвижимости – нежилые помещения на 1 этаже , обще площадью 1405,3 кв. м., номера на поэтажном плане 1-28; нежилые помещения на 2 этаже общей площадью 418,4 кв. м., номера на поэтажном плане 1-114; нежилые помещения на 3 этаже общей площадью 886,3 кв. м., номера на поэтажном плане 1-34; нежилые помещения на 4 этаже общей площадью 342,6 кв. м., номера на поэтажном плане 1-13; расположенные по адресу г. Уфа, Калининский район, ул. Интернациональная, 20, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права  от 16.10.2012  (т.1 л. д. 126-129).

Общество письмом от 20.05.2013 обратилось к Главе администрации городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55::030158:14, расположенного по адресу г. Уфа, Калининский район, ул. Интернациональная, 20 (далее – земельный участок).

Администрацией письмом N 14873 от 16.07.2013 было отказано в предоставлении в собственность земельного участка, отказ мотивирован нахождением земельного участка в границах красных линий мест общего пользования и в связи с резервированием для муниципальных нужд.

Заявитель, со ссылкой на п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее –ЗК РФ), полагая о незаконности отказа, обратился в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании и обязании администрации предоставить земельный участок в собственность ООО "Луидор".

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.02.2014 по делу N А07-15979/2013 в удовлетворении заявления обществу "Луидор" отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Луидор" без удовлетворения.

Указанными судебными актами установлено, что согласно решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан  № 32/15 от 23.12.2010 земельный участок находится в планируемых границах красных линий, а потому его приватизация невозможна.

02.06.2014 ООО "Луидор" обратилось с заявлением о признании недействительным решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 32/15 от 23.12.2010 (в редакции решений Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.10.2011 N 41/9, от 22.10.2012 N 10/12, далее – Решение №32/15) в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010158:14.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о несоответствии Решения №32/15 в оспариваемой части ст. 70.1 ЗК РФ и постановлению Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», так как из проекта планировки Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском и Орджоникидзевском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан не следует, что спорный земельный участок входит в границы красных линий. Установив, что основанием для резервирования земельного участка явилось расположение его в границах действующих красных линий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур при фактическом отсутствии указанного расположения, а также, что данное обстоятельство препятствует передаче земельного участка в собственность обществу, которому принадлежат на праве собственности расположенные на этом земельном участке объекты недвижимости, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных требований.

Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании ст. 71 АПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта. Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и требованиям закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа названной нормы права следует, что для признания незаконным решения государственного органа необходимо наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого решения требованиям законодательства и нарушения данным решением прав и законных интересов заявителя.

Под резервированием земель понимается реализуемая в определенном (административном) порядке процедура, при которой происходит ограничение прав на землю и оборотоспособности земельных участков на определенный срок в целях решения государственных или местных задач.

В соответствии со ст. 70.1 Земельного кодекса российской Федерации (далее – ЗК РФ) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).

Согласно п. 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (п. 6 Положения).

В силу пункта 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 арбитражным судам даны следующие разъяснения относительно разрешения споров о реализации собственниками объектов недвижимости, прав, поименованных в ст. 36 ЗК РФ: рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Вступившими в законную силу вышеуказанными судебными актами установлено, что обществу было отказано в выкупе земельного участка со ссылкой на резервирование его на основании решения № 32/15.

Указанным решением на срок до 01.01.2015 зарезервированы земельные участки для государственных и муниципальных нужд на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, относящиеся к категории земель населенного пункта, в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, в том числе в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, в составе Проекта планировки Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском и Орджоникидзевском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан включен земельный

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 по делу n А07-7762/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также