Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2015 по делу n А07-18620/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-1472/2015

г. Челябинск

 

10 марта 2015 года

Дело № А07-18620/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,

судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2014 по делу № А07-18620/2014 (судья Кузнецов Д.П.).

Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «Лесцентр» (далее – ГУП РБ «Лесцентр», унитарное предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Управление, заинтересованное лицо) о признании отказа Управления в рассмотрении заявления предприятия незаконным, обязании Управления незамедлительно рассмотреть заявление исх. № Р-102 от 27.06.2014 о предоставлении земельных участков в аренду.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2014 (резолютивная часть от 22.12.2014) заявление удовлетворено частично.

Суд признал незаконным, несоответствующим нормам Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), отказ Управления, выраженный в письме от 03.07.2014 № 15732, в рассмотрении заявления ГУП РБ «Лесцентр» исх. № Р-102 от 27.06.2014. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

С указанным решением суда не согласилось Управление (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

Податель жалобы считает отказ в рассмотрении заявки унитарного предприятия законным, поскольку в силу ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 № 7/4 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан», решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.12.2006 № 20/21 «О Положении об Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан или государственная собственность на который не разграничена, в аренду, в собственность за плату (собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на указанных земельных участках)», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.06.2012 № 2988, заявление о предоставлении земельного участка должно было быть направлено заявителем в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан и впоследствии перенаправлено для рассмотрения в Управление.

ГУП РБ «Лесцентр» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.

В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ГУП РБ «Лесцентр» на праве хозяйственного ведения принадлежат: административное здание, литера Аа, общей площадью 876,2 кв.м, инв. № 80:401:002:000000400:007:20000; профилакторий литер Р,р,р1, обшей площадью 146,6 кв.м, инв. № 199687; баня-сауна, литер Т, общей площадью 44,1 кв.м, инв. № 100687, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева, д. 152, корп. 1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серия 04АГ № 151621 от 28.04.2011, серия 04АГ № 752502 от 11.05.2012, серия 04АГ № 752501 от 11.05.2012 (л.д. 98-100) соответственно, а также выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 86-91).

Заявитель произвел межевание трех земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010715:681 площадью 450 кв.м, 02:55:010715:682 площадью 105 кв.м, 02:55:010715:683 площадью 156 кв.м, местоположение которых  установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: г. Уфа, ул. Менделеева, б/н, на которых расположены вышеуказанные объекты недвижимости (л.д. 101-108).

07.04.2014 ГУП РБ «Лесцентр» обратилось в Администрацию Советского района г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением исх. № 443-д о предоставлении в аренду вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010715:681, 02:55:010715:682, 02:55:010715:683 (л.д. 61-62).

Администрацией Советского района г. Уфа Республики Башкортостан заявление перенаправлено в Управление (л.д. 63), которым письмом от 08.05.2014 исх. № 9783 дан ответ заявителю о необходимости обращения в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан для разрешения вопроса о предоставлении испрашиваемых земельных участков (л.д. 64).

27.06.2014 ГУП РБ «Лесцентр» обратилось в Управление с заявлением исх. № Р-102 о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010715:681, 02:55:010715:682, 02:55:010715:683 (л.д. 24-26).

Письмом от 25.07.2014 исх. № 15732 Управление сообщило унитарному предприятию о необходимости обращения с соответствующим заявлением на имя Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д. 23).

ГУП РБ «Лесцентр» вновь было подано заявление исх. № Р-126 от 06.08.2014 с аналогичными ранее заявленным требованиями (л.д. 118-120).

Письмом от 11.09.2014 исх. № 19722 Управление сообщило унитарному предприятию о том, что поскольку принадлежащие ему объекты недвижимого имущества находятся в собственности Республики Башкортостан, в силу ст. 10 ЗК РФ, п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» за разрешением вопроса необходимо обращаться в Правительство Республики Башкортостан (л.д. 111).

Полагая отказ Управления, изложенный в письме от 25.07.2014 исх. № 15732, в рассмотрении заявления незаконным и нарушающим права и законные интересы унитарного предприятия по оформлению прав пользования земельными участками, занятыми принадлежащими заявителю объектами недвижимого имущества, унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Частично удовлетворяя требования ГУП РБ «Лесцентр», суд признал незаконным отказ Управления в рассмотрении заявки унитарного предприятия о предоставлении земельного участка в аренду по мотиву отсутствия у Управления полномочий по рассмотрению таких заявлений, поскольку суд на основании положений ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 25.3. Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», Положения об Управлении, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21.11.2012 № 11/23, пришел к выводу о наличии у Управления полномочий по решению вопросов местного значения в сфере регулирования земельных отношений. В удовлетворении требований об обязании Управления рассмотреть заявку унитарного предприятия отказано, поскольку судом установлено, что предприятие повторно обратилось с аналогичным заявлением и заявление рассмотрено по существу, ввиду чего права заявителя на момент рассмотрения спора восстановлены.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы Управления, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

ГУП РБ «Лесцентр» на праве хозяйственного ведения принадлежат: административное здание, литера Аа, общей площадью 876,2 кв.м, инв. № 80:401:002:000000400:007:20000; профилакторий литер Р,р,р1, обшей площадью 146,6 кв.м, инв. № 199687; баня-сауна, литер Т, общей площадью 44,1 кв.м, инв. № 100687, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева, д. 152, корп. 1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серия 04АГ № 151621 от 28.04.2011, серия 04АГ № 752502 от 11.05.2012, серия 04АГ № 752501 от 11.05.2012 (л.д. 98-100) соответственно, а также выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 86-91).

Таким образом, по смыслу норм пункта 1 статьи 36 ЗК РФ ГУП РБ «Лесцентр» праве реализовать исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве хозяйственного ведения объекты недвижимого имущества, при соблюдении условий такого предоставления, установленных земельным законодательством.

Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, перечень которых, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В месячный срок, со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).

По смыслу приведенных норм уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление о приобретении прав на земельный участок, представленное с необходимыми документами согласно утвержденному в установленном порядке перечню, и в месячный срок со дня его поступления принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.

Как видно из материалов дела, 27.06.2014 ГУП РБ «Лесцентр» обратилось в Управление с заявлением исх. № Р-102 о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010715:681, 02:55:010715:682, 02:55:010715:683 (л.д. 24-26).

Письмом от 25.07.2014 исх. № 15732 Управление сообщило унитарному предприятию о необходимости обращения с соответствующим заявлением на имя Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д. 23).

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2015 по делу n А07-13701/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также