Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу n А07-16910/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-298/2015

г. Челябинск

 

04 марта 2015 года

Дело № А07-16910/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малышевой И.А.,

судей Бояршиновой Е.В., Кузнецова Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тихоновой Ю.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Профессионального союза машиностроителей Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.12.2014 по делу № А07-16910/2014 (судья Сакаева Л.А.).

Профессиональный союз машиностроителей Республики Башкортостан (далее – заявитель, страхователь, профсоюз, Профсоюз машиностроителей РБ) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Уфы (далее – заинтересованное лицо, фонд, управление, ГУ УПФ в Ленинском районе г. Уфы) о признании недействительным решения от 28.04.2014 № 00287114 РК 0003114.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.12.2014 (резолютивная часть от 02.12.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Профсоюз машиностроителей РБ (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование заявленных доводов податель жалобы ссылается на то обстоятельство, что указанные в Уставе задачи и цели профсоюза отражаются в целом на неограниченном круге населения. Это подтверждается тем фактом, что:

-соглашения, коллективные договоры распространяются на всех работников предприятия/организации вне зависимости от членства в профсоюзе;

-социально-экономические программы, законы о занятости, охране труда и т.д. распространяются на всё население в целом. В частности, в Республике Башкортостан, благодаря активной работе профсоюзов, подписано трёхстороннее Соглашение о минимальной заработной плате, предусматривающее повышение минимальной оплаты труда для всех работников вне зависимости от членства в профсоюзе.

В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что Профсоюз машиностроителей РБ предоставляет социальную услугу в виде социально-правовой помощи, которой также может воспользоваться неограниченный круг населения. Профсоюз машиностроителей РБ считает необоснованным непринятие судом в качестве доказательств данной деятельности материалов по проведению профсоюзом массовых спортивных мероприятий, консультированию, участию в составе комиссий по расследованию несчастных случаев (вне зависимости от того, является ли данный работник членом профсоюза), участию в заключении коллективных договоров, ведению издательской работы по выпуску бесплатных периодических изданий (газеты, журнала), правовой информацией которых может воспользоваться неограниченный круг лиц.

До судебного заседания от заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором фонд не согласился с доводами, изложенными в жалобе, сославшись на их недоказанность и противоречие нормам действующего законодательства. Полагает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального права, в связи с чем просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для отмены или изменения судебного акта не установлено.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ГУ УПФ в Ленинском районе г. Уфы проведена камеральная проверка представленного Профсоюзом машиностроителей РБ уточнённого расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2013 года.

В ходе проверки установлено, что при исчислении страховых взносов за 9 месяцев 2013 г. плательщик страховых взносов - Профсоюз машиностроителей РБ применил пониженный тариф в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 №212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ).

Управлением сделан вывод о том, что у страхователя отсутствует право на применение пониженных тарифов страховых взносов.

По итогам проверки Управлением Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Уфы составлен акт от 24.03.2014 № 00287130001962 и вынесено решение от 28.04.2014 № 002 871 14 РК 003114 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым плательщику страховых взносов дополнительно начислены страховые взносы в сумме 127 062 руб., пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов в сумме 8 596 руб. 85 коп., страхователь был привлечён к ответственности по п. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 25 412 руб. 32 коп.

Не согласившись с вынесенным решением, Профсоюз машиностроителей РБ оспорил его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из неправомерности применения профсоюзом пониженного тарифа страховых взносов.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ дополнена п. 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учётом особенностей, установленных ч. 5.1 - 5.3 этой статьи.

На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объёме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со ст.346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

В части 5.1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что такие плательщики страховых взносов применяют пониженные тарифы страховых взносов при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов: 1) доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с п. 11 ч. 1 данной статьи, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (целевые поступления); 2) доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с п. 11 ч. 1 этой статьи и определяемых в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (гранты); 3) доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в подп. «р» - «ф», «я.4» - «я.6» п. 8 ч. 1 указанной статьи (научные исследования и разработки; образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг; деятельность спортивных объектов, прочая деятельность в области спорта; деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов), деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий, деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее - Закон № 195-ФЗ), действовавшего до 01.01.2015, социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В силу ст. 3 Закона № 195-ФЗ под социальными службами понимаются предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица; под клиентом социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги; под социальными услугами - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной данным Федеральным законом; под трудной жизненной ситуацией - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определённого места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. При этом социальное обслуживание основывается, в том числе, на принципе доступности (ст. 5 Закона № 195-ФЗ).

Пунктом 2 ст. 7 Закона № 195-ФЗ предусмотрено, что социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

В силу ст. 17 Закона № 195-ФЗ учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. При этом к предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

В соответствии ст. 2 Федерального закона № 10-ФЗ от 12.01.1996 «О профсоюзных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее - Закон №10-ФЗ) в редакции, действовавшей на дату вынесения решения фонда, профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза (ст. 18 Закона № 10-ФЗ).

Профсоюзы также вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере (ст. 22 Закона № 10-ФЗ). Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации (ст. 23 Закона № 10-ФЗ). Профсоюзы также осуществляют взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждениями отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта (п. 5 ст. 15 Закона № 10-ФЗ).

Таким образом, из анализа приведённых выше положений законодательства следует, что требования, касающиеся условий применения плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование пониженного тарифа страховых выплат, соответствие их критериям, определённым действующим законодательством, нормативно урегулированы.

Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что в деле нет доказательств наличия у страхователя-профсоюза статуса организации социального обслуживания и права на применение пониженных тарифов страховых взносов.

Заявитель является некоммерческой организацией, зарегистрированной в установленном законом порядке, применяет упрощённую систему налогообложения.

В соответствии с Уставом, зарегистрированным Федеральной регистрационной службой по РБ 24.05.2005 № 803, Профессиональный союз машиностроителей Республики Башкортостан - некоммерческая организация, создаваемая на добровольной основе

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу n А76-3033/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также