Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу n А07-16739/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-267/2015

г. Челябинск

 

04 марта 2015 года

Дело № А07-16739/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Малышевой И.А., Кузнецова Ю.А.,

при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лесозаготовительная компания «Башлеспром» на решение Арбитражного суда Республики Башктортостан от 02.12.2014 по делу № А07-16739/2014 (судья Чернышова С.Л.).

Общество с ограниченной ответственностью «Лесозаготовительная компания «Башлеспром» (далее - заявитель, общество, ООО ЛК «Башлеспром») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, уполномоченный орган, министерство,  Минлесхоз) о признании недействительным предписания от 25.06.2014 №11-АИ. 

Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ООО ЛК «Башлеспром» просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает на допущенные Минлесхозом при проведении проверки нарушения норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) в части несоблюдения сроков уведомления о проведении проверки и порядка ее назначения, а также в виду отсутствия в материалах дела доказательств согласования проверки с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности заявителя.

Кроме того,  заявитель, указывает, что при проведении проверки не присутствовал, о предстоящей проверки не извещался, копия акта проверки ему не вручена, полномочия инспектора Ахметшина А.И. по осуществлению государственного лесного контроля не подтверждены.

Также общество ссылается на неисполнимость предписания, в отсутствие в нем указаний о конкретной площади очистки, объеме древесины, подлежащей вывозу, местах разгрузки, подлежащих очистке.

Оспариваемое предписание не содержит описание нарушения и схемы участка, где обнаружены нарушения.

Также общество считает, что освидетельствование лесных участков проведено с нарушением двухмесячного срока со дня окончания рубки древесины.

Также заявитель ссылается на противоречивость информации Минлесхоза о допущенных нарушениях правил пожарной безопасности, поскольку в ходе проведенной 02.06.2014 приемки работ по лесовосстановлению нарушений не выявлено.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО ЛК «Башлеспром» в период с 15.04.2013 по 14.04.2014 использует лес для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке Белорецкого лесничества Республики Башкортостан на основании заключенного договора аренды лесного участка от 24.06.2008 в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан приказом от 10.03.2009 № 68-ОД.

ООО ЛК «Башлеспром» 02.04.2013 представило в Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан лесную декларацию, указав декларируемый период с 15.04.2013 по 14.04.2014.

В связи с представлением ООО ЛК «Башлеспром» лесной декларации на 2013 – 2014 г.г. Белорецким лесничеством в порядке п. 63, п. 64 Правил заготовки древесины после завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения Правил заготовки древесины, условий договора аренды лесного участка № б/н от 24.06.2008 проведен осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений ООО ЛК «Башлеспром».

Так, отделом Федерального государственного лесного и пожарного надзора по Белорецкому лесничеству Минлесхоза по Республике Башкортостан в адрес общества почтовой корреспонденцией было направлено извещение на освидетельствование мест рубок от 29.04.2014 (почтовый идентификатор 45350073049011), которым директору общества было предложено явиться лично или направить представителя с заверенной доверенность в ГБУ РБ Белорецкое лесничество по адресу: г. Белорецк, ул. 50 лет Октября – 35а,  к 10 часам 19.05.2014 для освидетельствования лесных участков после заготовки древесины.

Письмом от 19.05.2014 № 307 ООО ЛК «Башлеспром» просило перенести сроки освидетельствования лесных участков после заготовки древесины по Белорецкому лесничеству с 19.05.2014 на 02.06.2014. Сторонами согласован срок проведения осмотра на 06.06.2014.

06.06.2014 государственным лесным инспектором Республики Башкортостан по Белорецкому лесничеству Ахметшиным А.И. произведен осмотр мест рубок в квартале № 34 выделе № 9.16 делянка № 1 Ишлинского участкового лесничества, предоставленного ООО ЛК «Башлеспром» по договору аренды для заготовки древесины.

В ходе проведения осмотра 06.06.2014 присутствовал представитель ООО ЛК «Башлеспром» Гизитдинов Р.Г. по доверенности от 02.06.2014. Данной доверенностью ООО ЛК «Башлеспром» в лице генерального директора Соловарова Леонида Геннадьевича уполномочило Гизитдинова Рафиса Гавизовича на представление интересов общества в Министерстве лесного хозяйства Республики Башкортостан, лесничествах, участвовать в осмотре мест рубок лесных насаждений по декларации 2013 года и 2014 года ООО ЛК «Башлеспром» с правом подписи акта осмотра мест рубок от имени арендатора ООО ЛК «Башлеспром».

Результаты осмотра отражены в акте осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 06.06.2014. К акту осмотра приложены фотоматериалы. На приложенных к акту осмотра фотографиях имеется подпись Гизитдинова Р.Г.

При проведении осмотра было установлено: заготовка древесины производилась в зимний период, порубочные остатки и крупные сучья не уложены в мелкие кучи, дровяная древесина породы береза и осина, тонкомерная древесина породы сосна не разделены на отрезы длиной по 3 метра. С юго-западной стороны делянки, порубочные остатки в кучи не уложены, разбросаны в беспорядочном виде, оставшаяся древесина пород сосна, береза и осина в бунты не уложены, лежат в огромных кучах. Погрузочная площадка захламлена порубочными остатками, крупными сучьями вершинными частями древесины. С северо-западной стороны делянки имеется березовый бунт, который уложен вплотную к стене леса, расстояние менее одного метра. Дровяная древесина пород сосна, береза, осина уложены вместе с порубочными остатками приготовленная для сжигания, диаметр кучи составляет 14 метров. С северной стороны делянки имеются кучи с порубочными остатками древесины, которые уложены на расстоянии 8 метров 30 см от стены леса. С северной стороны делянки оставлена древесина дровяная породы сосна объемом 67 куб/м, и береза дровяная объемом 285 куб/м. Минерализованная отделяющая противопожарная полоса шириной не менее 1,4 метра вокруг штабелей древесины отсутствует.

Акт осмотра был направлен в адрес общества заказным письмом 09.06.2014, что подтверждается представленной квитанцией и реестром почтовых отправлений.

25.06.2014 в отношении ООО ЛК «Башлеспром» составлен протокол об административном правонарушении № 11-АИ по признакам правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целях устранения выявленных нарушений федеральным государственным лесным и пожарным инспектором Ахметшиным А.И выдано предписание от 25.06.2014 № 11-АИ по устранению выявленных нарушений требований лесного законодательства, которым ООО ЛК «Башлеспром» предписано в срок до 25.07.2014:

1. в квартале 34, выделе 9.16 лесосеке № 1 Ишлинского участкового лесничества ГБУ «Белорецкое лесничество» арендованный квартал ООО ЛЗК «Башлеспром» очистить лесосеку от порубочных остатков древесины, путем сбора в мелкие кучи и сжечь в не пожароопасный период;

2. вывести всю складированную древесину в бунтах;

3. произвести очистку пунктов погрузки и складирования древесины от захламления.

Основанием для вынесения предписания указаны нарушения п. п. 16, 17, 19 Правил пожарной безопасности в лесах от 30.06.2007 № 417.

Не согласившись с указанным  предписанием, считая его не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы заявителя и подлежащими признанию недействительными, ООО ЛК «Башлеспром» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований,  суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые предписания соответствуют требованиям действующего законодательства, являются законными, обоснованными  и не нарушают прав и законных интересов заявителя, поскольку нормы Закона № 294-ФЗ не распространяются на освидетельствование лесных участков после окончания рубок.

Оценив в  порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

На основании ч. 9 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 утверждены Правила заготовки древесины (далее - Правила заготовки древесины), в соответствии с п. 4 которых  наряду с положениями указанных Правил, требования, устанавливаемые правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления, являются обязательными для выполнения при заготовке древесины.

Согласно п. 1 ст. 51, ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, которая включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах.

Пунктом 3 ст.  53 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах, обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417  (далее -  Правила пожарной безопасности в лесах).

В соответствии с п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах такая мера пожарной безопасности в лесах как предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Согласно п. 5 Правил заготовки древесины заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.

В силу пункта 61 Правил заготовки древесины очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах.

Таким образом, при осуществлении заготовки древесины общество обязано исполнять требования Правил заготовки древесины и Правил пожарной безопасности в лесах.

Пунктами 16, 17, 19, 21 Правил пожарной безопасности в лесах, нарушение которых вменяется заявителю, установлены требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений.

Так п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Пунктом 17 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:

а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;

б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу n А07-16991/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также