Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу n А07-18142/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-15443/2014 г. Челябинск
27 февраля 2015 года Дело № А07-18142/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Толкунова В.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Водоканалстройсервис» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 октября 2014г. по делу №А07-18142/2014 (судья Искандаров У.С.). В заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан – Гайсин Р.В. (доверенность от 12.01.2015 №2). Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее – Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканалстройсервис» (далее – ООО «Водоканалстройсервис», ответчик, общество) о взыскании в доход бюджета муниципального района Бирский район Республики Башкортостан денежных средств в размере 1 366 217 руб. в возмещение вреда, причиненного водному объекту (реке Белая). Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2014 заявленные требования удовлетворены. С ООО «Водоканалстройсервис» в пользу Управления взыскано 1 366 217 руб. в возмещение вреда, причиненного водному объекту (реке Белая). Кроме того, с ООО «Водоканалстройсервис» в доход федерального бюджета взыскано 26 662 руб. государственной пошлины. Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Водоканалстройсервис» обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что ущерб подлежит возмещению за счет средств собственника имущества, который передал имущество на основании концессионного соглашения. Управление не обращалось к ООО «Водоканалстройсервис» о возмещении ущерба в добровольном порядке согласно статье 69 Водного кодекса Российской Федерации, то есть претензионный порядок не соблюден. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представитель ответчика не явился, направил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с временной нетрудоспособностью представителя, однако не представил суду соответствующих доказательств. Суд апелляционной инстанции, рассмотрев данное ходатайство, руководствуясь частью 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признает указанную причину неуважительной и недоказанной, в связи с чем отказывает в его удовлетворении. Удовлетворение ходатайства об отложении судебного заседания по смыслу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является правом, а не обязанностью суда. Неявка или уклонение стороны от участия при рассмотрении дела не свидетельствует о нарушении предоставленных ей Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу. С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика. Представитель Управления в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции. К апелляционной жалобе ответчик приложил концессионное соглашение от 30.12.2008. С учетом мнения представителя истца, в отсутствии соответствующего ходатайства и в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции указанные документы не приобщает к материалам дела и не оценивает их в качестве доказательств. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, на основании приказа №0466-П от 12.08.2013 Управлением в период с 19.08.2013 по 13.09.2013 проведена внеплановая выездная проверка ООО «Водоканалстройсервис» по выполнению в срок до 04.08.2013 предписания №04-03/164/1Т от 28.12.2012, которым обществу предписывалось обеспечить соблюдение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 26.04.2011 №02-10.01.02.015-Р-РСБХ-С-2011-00545/00. По результатам проверки составлен акт проверки №106-В от 13.09.2013 (л.д.23-26). В ходе проверки установлено, что ООО «Водоканалстройсервис» не выполнило предписание №04-03/164/1Т от 28.12.2012 и осуществляет свою деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства Российской Федерации. В целях аналитического сопровождения контрольно-надзорных мероприятий в период проверки и в соответствии с техническим заданием специалистами филиала ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Республике Башкортостан» был произведен отбор проб сточной воды с выпуска №1 ООО «Водоканалстройсервис» и поверхностных вод р. Белая (протокол результатов анализа проб сточной воды №26 от 30.08.2013, проб природной воды №27 от 30.08.2013). Результаты контрольных анализов показали превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 26.04.2011 №02-10.01.02.015-Р-РСБХ-С-2011-00545/00. В связи с выявленным нарушением составлен протокол об административном правонарушении №04-03/466/ТТР-4 от 18.11.2013 (л.д.64-67) и вынесено постановление №04-04/466/ТТР-4 от 16.01.2014 о назначении обществу административного наказания по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, которым наложен административный штраф в размере 30 000 руб. (л.д.68-72). Постановление №04-04/466/ТТР-4 от 16.01.2014 обществом было обжаловано в Арбитражный суд Республики Башкортостан. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.06.2014 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований, решение вступило в законную силу. Управление пришло к выводу, что сброс ООО «Водоканалстройсервис» сточных вод без очистки с превышением допустимых концентраций вредных веществ в водный объект, установленных в Решении о предоставлении водного объекта в пользование от 26.04.2011 №02-10.01.02.015-Р-РСБХ-С-2011-00545/00, оказал негативное воздействие на окружающую среду и причинил вред водному объекту – реке Белая. На основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 №87 (далее – Методика №87) Управлением определен размер причиненного вреда, который составил 1 366 217 руб. Неуплата указанной суммы в добровольном порядке явилась основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Под вредом окружающей среде в силу статьи 1 этого же закона понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В силу пункта 1 статьи 77 Федерального закона №7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии с утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (статья 78 Федерального закона №7-ФЗ, пункт 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.1998 №14). В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования», вред, причиненный нарушением экологического законодательства, в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 77 Федерального закона №7-ФЗ подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Исключение составляют случаи, когда вред причинен предприятием, учреждением, организацией, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды (статья 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 79 Федерального закона №7-ФЗ). В указанном случае ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Федерального закона №7-ФЗ). Согласно пункту 2 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. В силу пункта 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды. Нормами пункта 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации запрещен сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. На основании статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба водным объектам наступает в соответствии с общими требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации. Методика №87 устанавливает в том числе, порядок исчисления размера вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод (пункт 11). В силу пункта 14 Методики №87 исчисление размера вреда, причиненного водным объектам, осуществляется при выявлении фактов нарушения водного законодательства, наступление которых устанавливается по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений и лабораторных анализов. Кроме того, факт нарушения водного законодательства может быть установлен в соответствии с извещением организацией-водопользователем контролирующих органов о сбросе сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод с превышением допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ, которые установлены нормативами допустимого сброса или лимитами сброса при его наличии. По спорам о возмещении убытков, вытекающих Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу n А07-939/2009. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|