Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по делу n А47-5977/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-943/2015

г. Челябинск

 

18 февраля 2015 года

Дело № А47-5977/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Карпачевой М.И.,

судей Ермолаевой Л.П., Пивоваровой Л.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Медногорска на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.12.2014 по делу № А47-5977/2014 (судья Бочарова О.В.).

Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Оренбургэнерго" ПО "Восточные электрические сети" (далее – ОАО «МРСК Волги», истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Комитету по управлению имуществом г. Медногорска (далее – Комитет, ответчик) с исковым заявлением о взыскании 305 080 руб. 32 коп. неосновательного обогащения (т. 1, л.д.8-11).

Определением суда первой инстанции от 11.07.2014 (т.1 л.д.1-2) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования г. Медногорск (далее – администрация, третье лицо).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.12.2014 (резолютивная часть решения объявлена 27.11.2014) исковые требования ОАО «МРСК Волги» удовлетворены: в его пользу с Комитета взыскано 305 080 руб. 32 коп. неосновательного обогащения, а также 9101 руб. 61 коп в возмещение расходов по уплате государственной пошлины (т. 2, л.д. 141-147).

В апелляционной жалобе Комитет (далее – податель жалобы, апеллянт) просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное истолкование норм материального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что исчислял арендную плату по формуле, предусмотренной постановлением Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 № №537-П, вступившем в законную силу с 01.01.2010, исходя из вида разрешенного использования земельных участков и ставки арендной платы 3,64% в 2011-2012 г.г. и 3,3% в 2013-2014г.г.

По мнению апеллянта, на момент заключения договора аренды от 25.10.2007 порядок исчисления арендной платы определялся постановлением Правительства Оренбургской области от 25.12.2007 № 456, по которому на первый год после переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком размер арендной платы устанавливался в пределах 2% кадастровой стоимости с последующим начислением арендной платы в общем порядке. Применив указанную ставку, в дальнейшем, в том числе и после принятия постановления Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 №530, Комитет не обязан применять ставку арендной платы 2%.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчиком к апелляционной жалобе приложены копии документов: постановление Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 №414-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» и постановление Правительства Оренбургской области от 25.12.2007 №456-п «Об утверждении порядка определения размеров арендной платы , условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничении, на территории Оренбургской области».

Суд апелляционной инстанции на основании ст. 159, ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( далее - АПК РФ) отказал в приобщении к материалам копий указанных документов, так как указанные нормативные правовые акты обнародованы путем официального опубликования и находятся в открытом доступе, а потому содержащиеся в них сведения являются общедоступными.

 До начала судебного заседания истец представил в арбитражный апелляционный суд возражения на апелляционную жалобу с доказательствами направления копии возражений лицам, участвующим в деле. Истец в представленных возражениях  просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, сославшись на правильность выводов суда и необоснованность доводов апелляционной жалобы

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.

В соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции при неявке участников.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению имуществом г. Медногорска Оренбургской области (арендодатель) и Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Оренбургэнерго" (арендатор) подписан договор N 10-д аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 25.10.2007 (т.1 л.д. 16-18), по условиям которого (пункт 1.1.) арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 56:41:01 02 061:0015, местоположение установлено относительно ориентира производственная база, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Оренбургская область, г. Медногорск, ул. Комсомольская, д. N 37 (далее - участок), с разрешенным использованием: размещение производственной базы, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 11629,0 кв. метров.

Договор одновременно является актом приема-передачи земельного участка (пункт 1.2 договора).

Вышеуказанный договор N 10-д аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 25.10.2007 заключен на основании постановления администрации муниципального образования город Медногорск Оренбургской области от 07.08.2007 N 447-па "Об изменении разрешенного использования и предоставлении в аренду земельных участков ОАО энергетики и электрификации "Оренбургэнерго" (т.2 л.д.79-81).

Согласно данному постановлению прекращено с 31 декабря 2007 года право бессрочного (постоянного) пользования ОАО энергетики и электрификации "Оренбургэнерго" на земельные участки с разрешенным использованием "промышленность" под объектами недвижимости, принадлежащими ОАО энергетики и электрификации "Оренбургэнерго" на праве собственности, и предоставлены ОАО энергетики и электрификации "Оренбургэнерго" в аренду земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 56:41:01 02 061:0015, местоположение установлено относительно ориентира производственная база, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Оренбургская область, г. Медногорск, ул. Комсомольская, д. N 37, с разрешенным использованием: размещение производственной базы, общей площадью 11629,0 кв. метров.

Согласно пункту 2.1 договора срок аренды устанавливается с 01.01.2008 по 30.12.2057.

В разделе 3 договора сторонами согласованы размер и условия внесения арендной платы.

Расчет арендной платы определен в приложении к договору, которое является неотъемлемой частью договора.

Согласно пункту 3.4 договора (в редакции дополнительного соглашения от 01.12.2011 к договору аренды земельного участка N 10-д от 25.10.2007, т. 1 л.д. 60) размер арендной платы подлежит пересмотру по принятию нормативных актов по установлению размера арендной платы на каждый последующий год, без заключения дополнительного соглашения, в уведомительном порядке, путем направления письма и расчета.

ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" является правопреемником ОАО "Оренбургэнерго" в результате реорганизации в форме присоединения на основании решения внеочередного Общего собрания акционеров ОАО "МРСК Волги" - Правления ОАО РАО "ЕЭС России" от 25.12.2007, что следует из п. 1.7 Устава ОАО "МРСК Волги" (л.д. 107-124 т.1).

Арендная плата начислялась ответчиком и уплачивалась истцом с применением ставки арендной платы в размере 3,64% от кадастровой стоимости земельного участка в 2011-2012 годах и в размере 3,3% в 2013-2014 годах в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, определенными  в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 N 537-п «Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области (далее- постановление № 537-п).

За спорный период истцом по договору внесены арендные платежи в сумме 671 483 13 коп. , что подтверждено представленными в дело платежными поручениями (т.1 л.д.69-102).

Полагая, что применение ставок 3,64% и 3,3% является необоснованным, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании суммы неосновательного обогащения, составляющего перечисленные арендатором в счет арендной платы за пользование вышеуказанным земельным участком денежные средства в большем размере, чем предусмотрено Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ и постановлением Правительства Оренбургской области N 530-п от 12.10.2009.

Согласно расчету истца сумма неосновательного обогащения за период с марта 2011 по январь 2014 года составила 305 080 руб. 32 коп.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости исчисления арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка, ввиду чего подлежащей уплате за период с марта 2011г. по январь 2014г. Судом признана сумма 366 402 руб. 65 коп., а излишне  уплаченные истцом денежные средства  в размере 305 080 руб. 48 коп.  признаны неосновательным обогащением ответчика. 

Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В силу ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

 В договоре аренды N 10-д от 25.10.2007 сторонами его предмет определен, разногласия относительно предмета договора аренды между сторонами отсутствуют.

Исходя из положений части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424 ГК РФ).

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).

В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.

Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 22 ЗК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и  правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила).

 В пункте 2 Правил предусмотрены способы определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в том числе: на основании кадастровой стоимости земельных участков.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2012 N 15837/11, принципы, закрепленные в постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

Поскольку договор аренды заключен после вступления

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по делу n А07-5294/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также