Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу n А07-12111/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-14980/2014

г. Челябинск

 

13 февраля 2015 года

Дело № А07-12111/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Кузнецова Ю.А.,

судей Бояршиновой Е.В. и Малышевой И.А.,

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2014 по делу № А07-12111/2014 (судья Искандаров У.С.).

19.06.2014 некоммерческое партнерство «Горное» (далее – заявитель, общество, НП «Горное») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением  о признании незаконным и отмене предписания Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее – административный орган, Министерство) № 3-ГШ от 21.03.2014 обязывающее представить в контролирующий орган отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) загрязняющих веществ и получить разрешение на выбросы в атмосферу, ежемесячно вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, установлены сроки исполнения.

Предписание является незаконным. Заявитель не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, обязанности по разработке нормативов на него не распространяются.

Обязанность по разработке ПДВ несут лица, загрязняющие атмосферный воздух, к которым заявитель не относится, доказательства занятия производственной или иной хозяйственной деятельностью отсутствуют (т.1 л.д.31-32).

Административный орган возражал против заявленных требований, ссылался на обстоятельства, установленные в ходе проверки – обнаружение деятельности котельной с двумя низкотемпературными водогрейными котлами с газовыми горелками, работающими на природном газе, для которой должны быть установлены предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух. Котельная является стационарным источником выброса вредных веществ, для которого должны быть установлены нормативы, получены   разрешения на выбросы.

В результате деятельности организации возникают твердые бытовые отходы и отходы из выгребных ям и хозяйственно – бытовые стоки, которые вывозятся по договору с муниципальной организацией. Размещение отходов является платным, у собственника отходов возникает обязанность представления отчетов  (т. 1 л.д. 46-50, 114-117).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.10.2014 требования удовлетворены, предписание признано незаконным.

Суд установил, что образующие у заявителя отходы – мусор от уборки территорий и помещений размещается в контейнерах и вывозится муниципальным унитарным предприятием «Абзелилспецкомобслуживание» по заключенному договору. Хозяйственно – фекальные стоки также вывозятся на основании договора с той же организацией.

В ходе проверки пробы не отбирались. Сделан вывод об отсутствии доказательств образования и размещения отходов 4 и 5 классов опасности, наличию вредных выбросов,  и отсутствии обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

При таких условиях основания для выдачи предписания отсутствуют (т.1 л.д.175-185).

01.12.2014 от Министерства поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.

В ходе проверки обнаружено, что у заявителя в ходе его деятельности образуются отходы (мусор) от уборки территории и помещений, относящийся к 4 классу опасности, который собирается в контейнеры и вывозится по договору с МУП «Абзелилспецкомобслуживание», объемы которого определены проверкой. Установлено наличие отходов (осадков) из выгребных ям и хозяйственных стоков, относящиеся к 5 классу опасности, определены их объемы. Вывод суда о том, что при проверке не установлено образование отходов 4-5 классов опасности является неверным. В связи с этим заявитель как хозяйствующий субъект обязан представлять отчетность по установленной форме и в сроки.

Не может быть принят довод о переходе права собственности на отходы МУП «Абзелилспецкомобслуживание», т.к. размещаемые на полигоне отходы продолжают принадлежать заявителю, и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В связи с этим возникает обязанность по внесению платы.

НК «Горное» принадлежит стационарный источник выбросов – котельная, работающая на природном газе (метане), в ходе проверки установлено годовое потребление природного газа, при горении которого образуются вредные вещества – оксид углерод, оксид азота, двуокись углерода и другие соединения, оказывающие вредное воздействие на атмосферный воздух. В связи с этим заявитель обязан предоставить расчет платы и своевременно вносить обязательные платежи, проводить инвентаризацию и учет выбросов, получить разрешение на производство выбросов.

Вышеперечисленные обстоятельства указывают на законность выданного предписания (т.2 л.д.5-8).

Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Стороны извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося лица. Об общества поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующее.

Некоммерческое партнерство «Горное» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 14.04.2006 (т. 1 л.д. 9-25), осуществляет деятельность, при которой образуются твердые и жидкие отходы, в собственности организации находится газовая котельная, работающая на природном газе.

С МУП «Абзелиловское специализированное предприятие коммунального обслуживания» заключены договоры № 58м от 21.01.2013 по сбору и вывозу твердых – бытовых отходов (т.1 л.д.85), № 58 ВО от 21.01.2013  на отпуск холодной воды и прием сточных вод (т.1 л.д.90). В текстах договоров отсутствует указание на переход права собственности на отходы к специализированной организации.

В пояснительной записке к проекту котельной на газовом топливе жилого комплекса «Горный» указаны виды и количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, которые могут использоваться для установления ПДВ (т.1 л.д.98-99).

На основании распоряжения от 10.02.2014 органом экологии проведена выездная плановая проверка (т.1 л.д.52), составлен акт № 7-гш от 21.03.2014, которым установлено использование газовой котельной, накопление твердых и жидких бытовых отходов. Отчетность в связи с образованием отходов не представляется, обязательные платежи за загрязнение окружающей среды не вносятся (т.1 л.д.53-55). По результатам проверки руководитель общества привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21, ст. 8.41 КоАП РФ, составлены протоколы, вынесены постановления (т.1 л.д.60-73).

Постановления обжалованы в суд. Верховным судом Республики Башкортостан вынесены решения от 06.08.2014, где в удовлетворения требования председателя правления отказано, указано, что должностное лицо допустило нарушение природоохранного законодательства – отсутствует проект допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, не вносятся в установленные сроки платежи за негативное воздействие на окружающую среду

Не приняты доводы о том, что нет доказательств выбросов и превышения нормативов загрязнения, т.к. нарушение является формальным, нарушением является вредное воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения вне зависимости от количественных и качественных показателей этого воздействия. Установлено, что заявитель эксплуатирует котельную и производит выбросы в окружающую среду (т.1 л.д.139-145).

21.03.2014 административным органом выдано предписание № 3-гш, обязывающее:

-в уведомительном порядке представлять в уполномоченный федеральный орган отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п.1),

-разработать проект нормативов ПДВ  загрязняющих веществ и получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (п.2),

-в установленные сроки вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (п.3) (т.1 л.д.35).

Податель жалобы – Министерство ссылается на установленные проверкой нарушения, являющиеся законным основанием для выдачи предписания. 

Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности выданного предписания.

Рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя.

 По ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. В данном случае Управление обязано обосновать законность своих выводов обязывающих общество совершить определенные действия, представить соответствующие доказательства.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность…  юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Статьёй 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

Согласно п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства). Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Закон не предусматривает обязанность специализированной организации, действующей на основании лицензии и оказывающей услуги по размещению отходов производства и потребления, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отношении отходов, образованных в результате хозяйственной деятельности сторонних организаций.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона об отходах производства и потребления право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты  данного публично-правового платежа.

Правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 № 8672/08 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 №78-Впр10-33.

Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие  возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей.

В договорах на оказание услуг по вывозу и утилизации  (захоронению) твердых бытовых отходов, заключенных с МУП «Абзелиловское специализированное предприятие коммунального обслуживания» не предусмотрен переход права собственности на отходы, так же как и  обязанность специализированных организаций производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, являющихся собственностью заявителя. Денежные

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу n А07-16329/2014. Отменить решение, Оставить иск без рассмотрения (п.3 ст.269 АПК)  »
Читайте также