Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу n А07-12111/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-14980/2014 г. Челябинск
13 февраля 2015 года Дело № А07-12111/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Бояршиновой Е.В. и Малышевой И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2014 по делу № А07-12111/2014 (судья Искандаров У.С.). 19.06.2014 некоммерческое партнерство «Горное» (далее – заявитель, общество, НП «Горное») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее – административный орган, Министерство) № 3-ГШ от 21.03.2014 обязывающее представить в контролирующий орган отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) загрязняющих веществ и получить разрешение на выбросы в атмосферу, ежемесячно вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, установлены сроки исполнения. Предписание является незаконным. Заявитель не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, обязанности по разработке нормативов на него не распространяются. Обязанность по разработке ПДВ несут лица, загрязняющие атмосферный воздух, к которым заявитель не относится, доказательства занятия производственной или иной хозяйственной деятельностью отсутствуют (т.1 л.д.31-32). Административный орган возражал против заявленных требований, ссылался на обстоятельства, установленные в ходе проверки – обнаружение деятельности котельной с двумя низкотемпературными водогрейными котлами с газовыми горелками, работающими на природном газе, для которой должны быть установлены предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух. Котельная является стационарным источником выброса вредных веществ, для которого должны быть установлены нормативы, получены разрешения на выбросы. В результате деятельности организации возникают твердые бытовые отходы и отходы из выгребных ям и хозяйственно – бытовые стоки, которые вывозятся по договору с муниципальной организацией. Размещение отходов является платным, у собственника отходов возникает обязанность представления отчетов (т. 1 л.д. 46-50, 114-117). Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.10.2014 требования удовлетворены, предписание признано незаконным. Суд установил, что образующие у заявителя отходы – мусор от уборки территорий и помещений размещается в контейнерах и вывозится муниципальным унитарным предприятием «Абзелилспецкомобслуживание» по заключенному договору. Хозяйственно – фекальные стоки также вывозятся на основании договора с той же организацией. В ходе проверки пробы не отбирались. Сделан вывод об отсутствии доказательств образования и размещения отходов 4 и 5 классов опасности, наличию вредных выбросов, и отсутствии обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. При таких условиях основания для выдачи предписания отсутствуют (т.1 л.д.175-185). 01.12.2014 от Министерства поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения. В ходе проверки обнаружено, что у заявителя в ходе его деятельности образуются отходы (мусор) от уборки территории и помещений, относящийся к 4 классу опасности, который собирается в контейнеры и вывозится по договору с МУП «Абзелилспецкомобслуживание», объемы которого определены проверкой. Установлено наличие отходов (осадков) из выгребных ям и хозяйственных стоков, относящиеся к 5 классу опасности, определены их объемы. Вывод суда о том, что при проверке не установлено образование отходов 4-5 классов опасности является неверным. В связи с этим заявитель как хозяйствующий субъект обязан представлять отчетность по установленной форме и в сроки. Не может быть принят довод о переходе права собственности на отходы МУП «Абзелилспецкомобслуживание», т.к. размещаемые на полигоне отходы продолжают принадлежать заявителю, и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В связи с этим возникает обязанность по внесению платы. НК «Горное» принадлежит стационарный источник выбросов – котельная, работающая на природном газе (метане), в ходе проверки установлено годовое потребление природного газа, при горении которого образуются вредные вещества – оксид углерод, оксид азота, двуокись углерода и другие соединения, оказывающие вредное воздействие на атмосферный воздух. В связи с этим заявитель обязан предоставить расчет платы и своевременно вносить обязательные платежи, проводить инвентаризацию и учет выбросов, получить разрешение на производство выбросов. Вышеперечисленные обстоятельства указывают на законность выданного предписания (т.2 л.д.5-8). Отзыв на апелляционную жалобу не поступил. Стороны извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося лица. Об общества поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующее. Некоммерческое партнерство «Горное» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 14.04.2006 (т. 1 л.д. 9-25), осуществляет деятельность, при которой образуются твердые и жидкие отходы, в собственности организации находится газовая котельная, работающая на природном газе. С МУП «Абзелиловское специализированное предприятие коммунального обслуживания» заключены договоры № 58м от 21.01.2013 по сбору и вывозу твердых – бытовых отходов (т.1 л.д.85), № 58 ВО от 21.01.2013 на отпуск холодной воды и прием сточных вод (т.1 л.д.90). В текстах договоров отсутствует указание на переход права собственности на отходы к специализированной организации. В пояснительной записке к проекту котельной на газовом топливе жилого комплекса «Горный» указаны виды и количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, которые могут использоваться для установления ПДВ (т.1 л.д.98-99). На основании распоряжения от 10.02.2014 органом экологии проведена выездная плановая проверка (т.1 л.д.52), составлен акт № 7-гш от 21.03.2014, которым установлено использование газовой котельной, накопление твердых и жидких бытовых отходов. Отчетность в связи с образованием отходов не представляется, обязательные платежи за загрязнение окружающей среды не вносятся (т.1 л.д.53-55). По результатам проверки руководитель общества привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21, ст. 8.41 КоАП РФ, составлены протоколы, вынесены постановления (т.1 л.д.60-73). Постановления обжалованы в суд. Верховным судом Республики Башкортостан вынесены решения от 06.08.2014, где в удовлетворения требования председателя правления отказано, указано, что должностное лицо допустило нарушение природоохранного законодательства – отсутствует проект допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, не вносятся в установленные сроки платежи за негативное воздействие на окружающую среду Не приняты доводы о том, что нет доказательств выбросов и превышения нормативов загрязнения, т.к. нарушение является формальным, нарушением является вредное воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения вне зависимости от количественных и качественных показателей этого воздействия. Установлено, что заявитель эксплуатирует котельную и производит выбросы в окружающую среду (т.1 л.д.139-145). 21.03.2014 административным органом выдано предписание № 3-гш, обязывающее: -в уведомительном порядке представлять в уполномоченный федеральный орган отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п.1), -разработать проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ и получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (п.2), -в установленные сроки вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (п.3) (т.1 л.д.35). Податель жалобы – Министерство ссылается на установленные проверкой нарушения, являющиеся законным основанием для выдачи предписания. Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности выданного предписания. Рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя. По ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. В данном случае Управление обязано обосновать законность своих выводов обязывающих общество совершить определенные действия, представить соответствующие доказательства. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии со ст. 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность… юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Статьёй 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления. В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. Согласно п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства). Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Закон не предусматривает обязанность специализированной организации, действующей на основании лицензии и оказывающей услуги по размещению отходов производства и потребления, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отношении отходов, образованных в результате хозяйственной деятельности сторонних организаций. Согласно пункту 1 статьи 4 Закона об отходах производства и потребления право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации). К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа. Правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 № 8672/08 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 №78-Впр10-33. Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей. В договорах на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, заключенных с МУП «Абзелиловское специализированное предприятие коммунального обслуживания» не предусмотрен переход права собственности на отходы, так же как и обязанность специализированных организаций производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, являющихся собственностью заявителя. Денежные Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу n А07-16329/2014. Отменить решение, Оставить иск без рассмотрения (п.3 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|