Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 по делу n А76-17790/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-15373/2014, 18АП-15407/2014 г. Челябинск
05 февраля 2015 года Дело № А76-17790/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Баканова В.В. и Малышевой И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «АЛСА-Энерго-Промконструкция» и Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.11.2014 по делу № А76-17790/2014 (судья Позднякова Е.А.). В заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью «АЛСА-Энерго-Промконструкция» - Чепушканов Д.А., Кузнецова Е.А. (доверенность № 1/15 от 12.01.2015); Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска - Зарубина А.В. (доверенность № 03-01 от 12.01.2015).
16.07.2014 общество с ограниченной ответственностью «АЛСА-Энерго-Промконструкция» (далее – плательщик, общество, заявитель, ООО «АЛСА-Энерго-Промконструкция») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения № 198 от 31.03.2014 о начислении земельного налога -3 367 788,43 руб., пени – 1 882 456,48 руб., привлечения к ответственности по п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) и начислении штрафа 634 165,29 руб. Решение принято по результатам выездной проверки. Заявитель является собственником земельного участка по адресу: г. Челябинск. Копейское шоссе 38, на протяжении 2010-2012 годов им исчислялся и уплачивался земельный налог на основании кадастровой стоимости, утвержденной Правительством Челябинской области. 12.11.2012 Арбитражным судом Челябинской области вынесено решение об установлении кадастровой стоимости равной рыночной цене земельного участка, в связи с переплатой налога 12.03.2013 в инспекцию переданы уточненные декларации с суммами налога к уменьшения - за 2010 год – 941 228 руб., за 2011 год – 941 228 руб. Решениями № 22872-22873 от 21.05.2013 налоговый орган возвратил переплаченные суммы. В решении по результатам выездной проверки инспекции пересмотрела ранее принятые выводы и вновь начислила налог согласно ранее действующей кадастровой стоимости, начислив пени и штраф. Решение незаконно – плательщик руководствовался п.3 ст.3 НК РФ, по которой налоги должны иметь экономическое обоснование, учитывать реальную стоимость земельного участка (т.1 л.д.3-6, т.4 53-55, 63). Налоговый орган возражал против заявленных требований, ссылается на нарушения в определении налоговой базы, установленные в ходе выездной проверки (т.2 л.д.37-42, т.4 л.д.139). Решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.11.2014 требования удовлетворены частично, решение признано незаконным в части привлечения к ответственности на начисления штрафа 376 491,3 руб., соответствующей пени, начисления земельного налога за 2012 год – 164 097,99 руб., в остальной части требований отказано. Кадастровая оценка земельного участка утверждена постановлением Правительства Челябинской области № 284-п от 17.08.2011 в 2010-2012 годах, и плательщик при исчислении земельного налога руководствовался этими данными. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.11.2012 по делу № А76-17347/12 определена рыночная стоимость земельного участка в меньшем размере. Учитывая, что изменения кадастровой стоимости вносятся на основании вступившего в законную силу судебного акта, то измененная кадастровая (рыночная) стоимость не подлежит применению при исчислении налогов за 2010-2012 годы, о чем указано в резолютивной части судебного решения. Таким образом, налог в первоначальных налоговых декларациях за 2010-2011 годы плательщиком был определен правильно и перечислен в бюджет. Поскольку часть налога была возвращена из бюджета, решение инспекции в части возврата (взыскания) этой суммы с плательщика является законным. Отсутствуют основания для начисления пени и привлечения общества к налоговой ответственности, в 2010 – 2011 годы общество в полном размере выполнило обязанность по уплате, в 2013 году инспекция решением произвело ее возврат, т.е. возникновение недоимки не связано с действиями плательщика по неисполнению налоговой обязанности. Предусмотренные НК РФ основания для начисления пени и привлечения к ответственности отсутствуют. При расчете налога инспекция неосновательно применила ставку 1,5 % при установленной ставке 1,2%, что привело к неосновательному начислению (т.5 л.д.17-26) 12.12.2014 от ООО «АЛСА-Энерго-Промконструкция» поступила апелляционная жалоба об изменении судебного решения и удовлетворении заявленных требований в полном размере. Обществом поданы уточненные налоговые декларации с учетом реальной (рыночной) стоимости земли, в связи с чем, изменяется размер налоговой обязанности, а излишне уплаченный налог возвращается из бюджета, повторное начисление того же налога незаконно. 15.12.2014 от инспекции также поступила апелляционная жалоба об изменении решения и полном отказе в требованиях. В ходе налоговой проверки установлено занижение базы налога на землю, в связи, с чем на законных основаниях начислено пени, плательщик привлечен к налоговой ответственности. В отсутствие возражений сторон в соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой части. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав стороны, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства. ООО «АЛСА-Энерго-Промконструкция» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 29.10.2002, состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов и сборов, имеет в собственности земельный участок площадью 36 868 кв.м. по адресу: г. Челябинск, ул. Копейское шоссе (т.1, л.д. 22-27, т.3 л.д.65, 87). Постановлением Правительства Челябинской области № 284-п от 17.08.2011 кадастровая стоимость участка определена в 93 689 330,28 руб. (т.3 л.д.145) и на протяжении 2010-2012 годов обществом земельный налог исчислялся и уплачивался с учетом этого физического показателя. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.11.2012 по делу № А76-17347/12 установлена рыночная стоимость участка – 7 798 000 руб., действующая с даты вступления судебного акта в законную силу (т.4 л.д.10-13), в связи с этим общество представило в инспекцию уточненные декларации с уменьшением налога к уплате, пересчитав его в соответствии с рыночной стоимостью (т.1 л.д.18). Рыночная стоимость определена на основании отчета № 1911-2012-07-р от 20.07.2012 (т.3 л.д.97). Рассмотрев уточненные декларации, инспекция решениями №№ 22872-22873 от 21.05.2013 возвратило переплаченный налог (т.5 л.д.1, 5-6). Инспекцией проведена выездная проверка, составлен акт № 5 от 24.02.2014 (т.2 л.д.92-112). Решением № 198 от 31.03.2014 начислен земельный налог за 2010-2012 годы, пени, плательщик привлечен к налоговой ответственности, сделан вывод о занижении налоговой базы – кадастровой стоимости земельного участка (т.1 л.д.29-42). Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области № 16-07/002002 от 01.07.2014 апелляционная жалоба плательщика оставлена без удовлетворения (т.1 л.д.47-54). Рассмотрев апелляционные жалобы, суд приходит к следующим выводам. 1. По апелляционной жалобе ООО «АЛСА-Энерго-Промконструкция». По утверждению подателя жалобы – общества суд первой инстанции неверно применил нормы права, дающие право плательщику при изменении кадастровой стоимости земельного участка ретроспективным методом пересчитать размер налоговой обязанности. Суд первой инстанции пришел к выводу о применении измененного показателя кадастровой стоимости в периоды только после вступления судебного решения в законную силу. Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии с пунктом 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 № 284-П «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области», утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Челябинской области для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством. Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает определение кадастровой стоимости не только посредством проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами № 316, но и посредством установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости в судебном порядке. При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости земельного участка, а является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка, определенная решением суда как равная рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере. Статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 № 135-ФЗ устанавливает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда. Суд первой инстанции установил, что при исчислении земельного налога за 2010-2012 годы в уточненных декларациях плательщик определил облагаемую базу в размере рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Челябинской области от 28 ноября 2012 года по делу №А76-17347/2012, которое вступило в законную силу с 14.02.2013, что противоречит вышеприведенным правовым нормам и сделал вывод о законности решения инспекции в части начисления налога, исключив недоимку, исчисленную ввиду применения неправильной налоговой ставки. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы в этой части отсутствуют, решение суда является законным и обоснованным. Вопрос об исправлении арифметической ошибки может быть решен путем обращения с заявлением в суд первой инстанции. 2. По апелляционной жалобе налогового органа. Податель жалобы указывает на незаконность судебного решения в части признания незаконными начисления пени и привлечения общества к налоговой ответственности. Суд первой инстанции пришел к выводу, что общество первоначально в полном размере исполнило налоговое обязательство, в дальнейшей инспекция возвратило спорную сумму из бюджета, и налоговое законодательство не предусматривает в этом случае начисления пени и штрафа. Статьей 106 НК РФ определено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность. В соответствии с п. 2 ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения. Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). Из этого следует, что занижение налога должно быть результатом противоправных действий плательщика. Установлено, что после подачи деклараций общество в полном размере и в установленные сроки внесло в бюджет суммы налога, т.е. исполнило свою обязанность. В дальнейшем инспекция приняло решение о возврате из бюджета спорной суммы. Таким образом, выбытие денежных средств из бюджета произошло по причине противоправных действий общества, а в результате их возврата налоговым органом. Установив отсутствие оснований для возврата переплаты, инспекция была обязана дать надлежащую оценку уточненной декларации отказать в возврате средств из бюджета. НК РФ не рассматривает как нарушение, влекущее ответственность, получение плательщиком из бюджета денежных средств по решению налогового органа, в дальнейшем пересмотревшего свое решение. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности привлечения к ответственности. В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В данном случае налог был в установленные сроки перечислен в бюджет, но возвращен плательщику инспекцией, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 по делу n А07-16317/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|