Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу n А76-19709/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-15521/2014

г. Челябинск

 

22 января 2015 года

Дело № А76-19709/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  судьи Баканова В.В., судей  Бояршиновой Е.В. и Кузнецова Ю.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом  судебном заседании  апелляционную жалобу Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области на решение Арбитражного суда  Челябинской области от 20 ноября 2014 г.  по делу № А76-19709/2014 (судья Костылев И.В.).

В судебном заседании приняли участие представители:

Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области – Фаткулин Э.М.  (доверенность № 5-Д от 13.01.2015).

Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ашинскому району Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Отдел МВД РФ по Ашинскому району Челябинской области) о признании недействительным предписания от 14.07.2014.

        Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.11.2014 (резолютивная часть объявлена 20.11.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несогласие с выводом суда о законности вынесенного предписания об обязании совершить действия по нанесению дорожной разметки, поскольку такая обязанность законом не предусмотрена.

Податель жалобы отмечает, что требования ГОСТов, которые по мнению Отдела МВД РФ по Ашинскому району Челябинской области нарушены, распространяют свое действие на дороги с проезжей частью шириной не менее 6 метров, при интенсивности движения 1000 авт./сут. и более. Между тем, согласно технического паспорта автомобильной дороги № 1042055 территориального значения Аша – рабочий поселок Кропачево-Шарлаш, среднесуточная интенсивность движения на участке 1 км.-25 км. дороги составляет 470 авт./сут.  В связи с чем, нанесение дорожной разметки на  данном участке автомобильной дороги обязательным не является.

        В судебном заседании представитель Министерства поддержал заявленные требования.

        Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил. До судебного заседания представлен отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым Отдел МВД РФ по Ашинскому району Челябинской области полагает решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

        В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.

        Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

        Как следует из материалов дела, должностным лицом ГИБДД ОМВД России по Ашинскому району при проведении мероприятий повседневного надзора было выявлено, что на 7 км. автомобильной дороги Аша – рабочий поселок Кропачево - Шарлаш отсутствует горизонтальная дорожная разметка.

        В целях устранения данного нарушения, исполняющим обязанности  главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Отдела МВД РФ по Ашинскому району Челябинской области 14.07.2014 Министерству выдано предписание об организации выполнения в срок до 15.08.2014 следующего мероприятия: в соответствии с п. 6.2.2. ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» необходимо нанести дорожную разметку на автомобильной дороге Аша – рабочий поселок Кропачево - Шарлаш, 7 км. (л.д. 6).

Не согласившись с данным предписанием, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

        Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что нарушения, послужившие основанием для вынесения предписания, имели место, их наличие заявителем не опровергнуто, полномочия по выдаче предписания у заинтересованного лица имелись, нанесение горизонтальной дорожной разметки предусмотрено проектом организации дорожного движения спорного участка автомобильной дороги.

        Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.

В данном случае, заинтересованным лицом Министерству выдано предписание в связи с необходимостью нанести дорожную разметку на 7 км. автодороги Аша - рабочий поселок Кропачево – Шарлаш.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) предусмотрено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченным и органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Из статьи 13 данного Закона следует, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Подпунктом  5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), предусмотрено, что  к вопросам местного значения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

        Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значении городского округа.

        Для выполнения обязанностей по осуществлению дорожной деятельности, возложенных названным Федеральным законом на органы местного самоуправления, разработано Положение о Министерстве строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 № 408 (далее - Положение), основной задачей Министерства является реализация единой государственной политики социально-экономического развития Челябинской области.

        В соответствии с подпунктом 1 пункта 10 главы IV Положения Министерство обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и Челябинской области.

        Соответственно, Министерство, в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог областного значения обязано выполнять работы по содержанию дорог в соответствии с предъявляемыми требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения.

       Пунктом 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» предусмотрено, что в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств. Вне населенных пунктов горизонтальную разметку применяют на дорогах с проезжей частью шириной не менее 6 м при интенсивности движения 1000 авт./сут. и более. Разметку допускается применять и на других дорогах, когда это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.

Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Как верно установлено судом первой инстанции, в ходе проверки Отделом МВД РФ по Ашинскому району Челябинской области выявлено отсутствие на 7 км. автодороги Аша - рабочий поселок Кропачево – Шарлаш горизонтальной дорожной разметки.

В результате проведенного Отделом МВД РФ по Ашинскому району Челябинской области исследования в период с 01.01.2014 по 25.08.2014, на участке автомобильной дороги «Аша-Кропачево-Шарлаш» с 1 км. по 18 км. зарегистрировано 15 дорожно-транспортных происшествий, а также выявлено 3 места концентрации ДТП, на 6 км., на 7 км. и на 9 км.

Согласно технического паспорта автомобильной дороги «Аша-Кропачево-Шарлаш», интенсивность движения с 1 км. по 65 км. в целом, по состоянию на 2007 год составляла 1430 авт./сут.

Кроме того, в материалы дела представлен проект организации дорожного движения автомобильной дороги №74 ОП РЗ 74К-055 Аша-рабочий поселок Кропачево-Шарлаш, разработанный в 2013 г. и  предусматривающий наличие на спорном участке автомобильной дороги горизонтальной дорожной разметки (л.д. 42). Таким образом, нанесение  горизонтальной дорожной разметки на данном участке дороги в настоящий период времени уже предполагается в проектном решении.

        С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что собранными по делу доказательствами подтверждаются обстоятельства, в связи с которыми на заявителя возложены обязанности по выполнению п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 на автомобильной дороге; определены действия (бездействия) заявителя, а именно, его обязанность по нанесению горизонтальной дорожной разметки в соответствии с утвержденным проектом организации дорожного движения.

Доводы Министерства, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции и были обоснованно отклонены судом, в силу изложенных правовых оснований.

Довод Министерства о том, что интенсивность движения транспортных средств на данном участке автомобильной дороги с 1 по 25 км. составляет 470 авт.сут. со ссылкой на технический паспорт автомобильной дороги № 1042157, составленный по состоянию на 01.01.2008 отклонен судом первой инстанции, поскольку сведения, содержащиеся в данном паспорте утратили актуальность.

Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150. В соответствии с п. 2 указанного Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу n А47-5887/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также