Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2015 по делу n А34-2268/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-15546/2014

г. Челябинск

 

13 января 2015 года

Дело № А34-2268/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Столяренко Г.М.,

судей Забутыриной Л.В., Серковой З.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Хабибулиной А.З., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Курганской области от 28.11.2014 по делу № А34-2268/2012 (судья Алексеев Р.Н.).

В судебном заседании принял участие представитель Федеральной налоговой службы – Нечаев И.А. (доверенность  от 07.11.2014).

Решением Арбитражного суда Курганской области от 13.12.2012 общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная Строительная Компания» (далее – ООО «ИнвестСтрой», должник), ИНН 4506008481, ОГРН 1084506000116, признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Плешков Андрей Владимирович (далее – Плешков А.В.).

Федеральная налоговая служба (далее – ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения собрания кредиторов ООО «ИнвестСтрой» от 07.10.2014 по вопросу об утверждении порядка и условий проведения торгов по реализации имущества должника посредством публичного предложения.

Определением Арбитражного суда Курганской области от 28.11.2014 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе ФНС России (заявитель) просила определение суда от 28.11.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. По мнению подателя апелляционной жалобы, судебный акт вынесен с нарушением норм материального права, при неполном установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора. ФНС России указала, что порядок продажи объектов культурного наследия регулируется ст. 110, п. 4 ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве); нормы ст. 139 Закона о банкротстве, устанавливающие порядок продажи имущества должника посредством публичного предложения, при продаже объектов культурного наследия применению не подлежат. Судом не учтено, что торги, проведенные с нарушением закона, могут быть признаны недействительными; оспаривание торгов способно причинить убытки должнику и его кредиторам. Только при осуществлении продажи объектов культурного наследия путем проведения торгов в форме конкурса гарантируется надлежащее исполнение и обеспечение покупателем обязательств по их содержанию и использованию.

Конкурсный управляющий ООО «ИнвестСтрой» Плешков А.В. в отзыве на апелляционную жалобу просил отказать в ее удовлетворении, указал на несостоятельность довода ФНС России о том, что продажа объектов культурного наследия может осуществляться только путем проведения торгов в форме конкурса. В соответствии с п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве, если повторные торги по продаже имущества признаны несостоявшимися, оно продается посредством публичного предложения. Из Положения о проведении торгов посредством публичного предложения, утвержденного собранием кредиторов 07.10.2014, следует, что объект культурного наследия, вошедший в лот № 1, реализуется с учетом условий конкурса, отраженных в ранее утвержденном Положении о продаже имущества, и соответствующие условия подлежат включению в договор купли-продажи.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации в сети Интернет. Конкурсный управляющий ООО «ИнвестСтрой» Плешков А.В. в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель ФНС России поддержал доводы апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 07.10.2014 состоялось собрание кредиторов ООО «ИнвестСтрой», в котором приняли участие открытое акционерное общество «Энергосбытовая компания «Восток» и ФНС России, обладающие 100 % голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания (т. 22, л.д. 12-25).

По второму вопросу повестки дня большинством голосов (82,82 %) принято решение утвердить порядок и условия проведения торгов по реализации имущества ООО «ИнвестСтрой» посредством публичного предложения.

В состав имущества, реализуемого по лоту № 1, вошло административное здание общей площадью 57,9 кв.м., инвентарный номер 2473, литер А, расположенное по адресу: Курганская область, Далматовский район, г. Далматово, ул. Карла Маркса, 32, кадастровый номер 45:04:020302:219, являющееся объектом культурного наследия (охранное обязательство № 18-14 от 05.03.2014).

ФНС России голосовала против утверждения предложенного порядка продажи имущества должника, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании соответствующего решения недействительным. Согласно приведенным уполномоченным органом доводам в состав лота № 1 неправомерно включено административное здание, являющееся объектом культурного наследия, оно не подлежит продаже посредством публичного предложения; решение об утверждении Положения о проведении торгов посредством публичного предложения принято с нарушением ст. 110, 132 Закона о банкротстве и пределов компетенции собрания кредиторов.

Конкурсный управляющий ООО «ИнвестСтрой» Плешков А.В., возражая против удовлетворения заявления, указал, что имущество, являющееся объектом культурного наследия, дважды выставлялось на торги в форме конкурса, однако первые и повторные торги не состоялись по причине отсутствия заявок на участие в них (т. 22, л.д. 44-50), что является основанием для реализации имущества посредством публичного предложения. При проведении собрания кредиторов для решения вопроса об утверждении порядка и условий проведения торгов по реализации имущества ООО «ИнвестСтрой» посредством публичного предложения конкурсный управляющий руководствовался п. 2 ст. 139 Закона о банкротстве; при разработке Положения о проведении торгов посредством публичного предложения соблюдены предусмотренные Законом о банкротстве условия продажи объектов культурного наследия.

Арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления уполномоченного органа о признании недействительным оспариваемого решения собрания кредиторов отказал. Суд исходил из того, что нарушений закона при проведении собрания не допущено, решение принято в пределах предоставленной собранию кредиторов компетенции, прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Арбитражный суд апелляционной инстанции полагает выводы суда верными, оснований для отмены судебного акта не усматривает.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона о банкротстве в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.

Основанием признания решения собрания кредиторов недействительным в силу указанной нормы является нарушение прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц таким решением либо принятие решения с нарушением пределов компетенции.

Перечень решений, принятие которых относится к исключительной компетенции собрания кредиторов, определен п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве. Собрание кредиторов также вправе принимать решения по иным вопросам, которые определены в Законе о банкротстве применительно к отдельным процедурам банкротства.

Согласно п. 1.1 ст. 139 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложение о продаже имущества должника, включающее в себя сведения о составе этого имущества, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса (в случае, если продажа этого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене этого имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже этого имущества, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения.

В случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений (п. 2 ст. 139 Закона о банкротстве).

Таким образом, решение вопроса об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника, а также о внесении изменений в них, Законом о банкротстве отнесено к компетенции собрания кредиторов.

Довод ФНС России о том, что утвержденные решением собрания кредиторов ООО «ИнвестСтрой» 07.10.2014 порядок и условия проведения торгов по реализации имущества должника в части условий о реализации посредством публичного предложения включенного в состав лота № 1 административного здания, являющегося объектом культурного наследия, не соответствуют Закону о банкротстве, правомерно отклонен судом первой инстанции.

В соответствии с п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном ст. 110 настоящего Федерального закона.

Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.

Продажа объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляется с соблюдением требований, установленных п. 4 ст. 110 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 4 ст. 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.

В случае продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей по соблюдению установленных в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ограничений права пользования данным объектом культурного наследия, требований к его сохранению, содержанию и использованию, обеспечению доступа к данному объекту культурного наследия, сохранению его облика и интерьера (если интерьер относится к предмету охраны), выполнение в отношении данного объекта требований охранного документа, соблюдение особого режима использования земель в границах охранной зоны данного объекта культурного наследия и заключение договора о выполнении указанных требований.

Конкурс по продаже предприятия, в состав которого входит объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации, проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества для продажи объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации путем проведения конкурса. Договор купли-продажи такого предприятия должен соответствовать требованиям к договору купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, установленным законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу п. 18 ст. 110 Закона о банкротстве в случае признания торгов несостоявшимися внешний управляющий в течение двух дней после завершения срока, установленного настоящим Федеральным законом для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены продажи предприятия.

Согласно п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При этом положения Закона о банкротстве, устанавливающие особенности продажи имущества должника, являющегося объектом культурного наследия, не содержат запрета на реализацию такого имущества посредством публичного предложения в случае признания первых и повторных торгов по его реализации, проведенных в форме конкурса, несостоявшимися, а также не предусматривают в данном случае совершения иных действий либо наступления иных последствий, отличных от указанных в п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве.

Таким образом, довод заявителя о том, что нормы ст. 139 Закона о банкротстве, регулирующие порядок продажи

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2015 по делу n А76-9995/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также