Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2014 по делу n А76-16906/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-14436/2014

г. Челябинск

 

29 декабря 2014 года

Дело № А76-16906/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малышевой И.А.,

судей Арямова А.А., Баканова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тихоновой Ю.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2014 по делу № А76-16906/2014 (судья Щукина Г.С.).

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска (далее - заинтересованное лицо, ГУ - УПФ РФ в Калининском районе г. Челябинска, фонд) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Мобил Телеком Кодаш» (далее –ООО «Мобил Телеком Кодаш», страхователь, общество) о взыскании суммы финансовых санкций за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в размере 485 руб.76коп.

Дело рассмотрено судом первой инстанции по общим правилам, установленным главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, (определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства от 28.07.2014).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2014 (резолютивная часть от 05.11.2014) в удовлетворении требований ГУ - УПФ РФ в Калининском районе г. Челябинска отказано.

Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование заявленных доводов податель жалобы указывает на наличие оснований для взыскания с общества финансовых санкций, поскольку факт представления им недостоверных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учёта за 1 квартал 2013 года, подтверждён представленными в материалы дела доказательствами.

Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.

ООО «Мобил Телеком Кодаш» г. Челябинск зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС по Калининскому району г. Челябинска за ОГРН 1027402921908, ИНН 7451060372, по адресу: 454016, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д.105, кв.466 (л.д.60).

Как следует из материалов дела, при проведении камеральной проверки индивидуальных сведений о страховом стаже, начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица, принятых от страхователя, было выявлено, что ООО «Мобил Телеком Кодаш» первоначально сведения за 1 квартал 2013 г. и расчёт РСВ-1 ПФР были представлены своевременно 15.05.2013 (л.д.28-33), но не были приняты фондом в связи с допущенными ошибками в части уплаченных и начисленных страховых взносов по АДВ-6-2, РСВ-1, о чём было сообщено страхователю письмом от 26.06.2013 № 1693 и предложено устранить допущенные нарушения не позднее 17.07.2013 (л.д. 25). Данное письмо было отправлено в адрес общества 26.06.2013, что подтверждается копией реестра и почтовой квитанцией (л.д. 26).

По факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированного) учёте в системе обязательного пенсионного страхования составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства, № 587 от 16.10.2013 (л.д.19,20), который 17.10.2013 был направлен страхователю, в месте с извещением о дате рассмотрения материалов дела (л.д.18), что подтверждается копией почтовой квитанции, а также копией почтового реестра (л.д.21,22).

Данные обстоятельства явились основанием для вынесения в отношении ООО «Мобил Телеком Кодаш» решения № 587 от 28.11.2013, которым общество привлечено к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» и ему предложено уплатить финансовую санкцию в размере 485 руб.76коп. (л.д.13-15). Данное решение было направлено в адрес страхователя 29.11.2013, что подтверждается копией почтовой квитанции и почтового реестра (л.д.16,17).

 31.12.2013  обществу было направлено требование № 587 от 27.12.2013 об уплате финансовой санкций в сумме 485 руб. 76 коп. в срок до 27.01.2014 (л.д.7).

В материалы дела заявителем представлен уточнённый расчёт сумм финансовых санкций на сумму 485 руб. 76 коп. с указанием конкретных физических лиц, в отношении которых представлены недостоверные сведения (л.д.6).

Поскольку требование фонда № 587 от 27.12.2013 об уплате финансовой санкции ООО «Мобил Телеком Кодаш» в добровольном порядке исполнено не было, ГУ - УПФ РФ в Калининском районе г.Челябинска обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании санкции в судебном порядке.

Отказывая фонду в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для привлечения общества к ответственности.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.

В силу ч. 6 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчёта и размера взыскиваемой суммы.

Согласно п. 4 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) страхователи представляют в Пенсионный фонд РФ сведения в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

В статье 2 названного Закона определено, что Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»  (далее - Закон № 27-ФЗ) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров.

Согласно п. 2 ст. 11 названного Закона страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счёта; фамилию, имя и отчество; дату приёма на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчётного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчётным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, страхователь представляет в составе расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом № 212-ФЗ.

Данные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).

Постановлением Правления ПФ РФ от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению.

В соответствии с абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату вынесения решения фонда) была предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчётный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Таким образом, ст. 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.

При этом под представлением неполных сведений понимается непредставление каких - либо сведений, обязательность представления которых предусмотрена действующим законодательством, а под представлением недостоверных сведений понимается несоответствие представленных сведений действительности.

Следовательно, заявляя требования о взыскании с ООО «Мобил Телеком Кодаш» штрафа на основании статьи 17 Закона № 27-ФЗ, фонд должен доказать, что общество представило сведения с нарушением установленного пенсионным законодательством срока, либо представило сведения неполные (недостоверные), не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учёт.

Из приведённых выше положений закона следует, что в предмет доказывания по данной категории входит наличие события и состава правонарушения, а именно, виновный противоправный характер действий лица, привлекаемого к ответственности.

Устанавливая правомерность привлечения фондом страхователя к ответственности, судам необходимо руководствоваться позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учётом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.

Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из универсальных  принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.

Такая позиция неоднократно высказывалась Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 07.06.2000 № 10-П, от 27.04.2001             № 7-П, от 17.07.2002 № 13-П, определение от 09.04.2003 № 172-О).

Отсутствие вины, соответственно, исключает наличие в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

При этом сумму штрафа за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учёта следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, по которым представлены неполные сведения, что соответствует пункту 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании», а не от всей суммы страховых взносов, начисленных обществу за конкретный период.

Статья 15 Закона № 27-ФЗ устанавливает право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пунктами 34, 41 «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2014 по делу n А07-17357/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также