Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу n А47-1473/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-14310/2014 г. Челябинск
25 декабря 2014 года Дело № А47-1473/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Богдановской Г.Н., судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Максименковой К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Никольский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.10.2014 по делу № А47-1473/2014 (судья Бочарова О.В.). Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Оренбургской области «Сакмарский психоневрологический интернат» (далее – ГБУСО «Сакмарский ПНИ», учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к муниципальному образованию «Никольский сельсовет» в лице Администрации муниципального образования Никольский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области (далее – Администрация, ответчик) об обязании принять от ГБУСО «Сакмарский ПНИ» в муниципальную собственность жилой многоквартирный дом, находящийся по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, с. Никольское, ул.Молодежная, 15, общей площадью 230,7 кв.м, инвентарный № 41-б/н-н-385, литер А (с учетом уточнения исковых требований, т. 2 л.д. 9-10). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Министерство социального развития Оренбургской области, Администрация муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области. Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.10.2014 (резолютивная часть от 30.09.2014) исковые требования удовлетворены. С указанным решением суда не согласилась Администрация (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать истцу в удовлетворении заявленных им исковых требований. Апеллянт полагает, что у учреждения отсутствуют полномочия по понуждению муниципального образования «Никольский сельсовет» к безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность, поскольку в дело не представлено доказательств принятия собственником имущества решения о таком распорядительном действии. Судом не было принято во внимание, что спорный жилой дом был признан аварийным, в силу чего решением Совета депутатов муниципального образования Никольский сельсовет от 17.04.2013 № 107 было отказано в приеме на баланс муниципального образования. Апеллянт полагает, что принятием обжалуемого судебного акта нарушается порядок передачи имущества в муниципальную собственность из собственности другого публично-правового образования, установленный п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, по смыслу правовой позиции, сформированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.06.2006 № 8-П и определении № 542-О от 07.12.2006, процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения. Податель апелляционной жалобы считает несоответствующими обстоятельствам дела выводы суда первой инстанции о том, что на момент разграничения государственной собственности спорный жилой дом существовал в таком качестве. Спорное помещение, являвшееся на тот момент помещением детского сада и помещением милиции, решением Исполнительного комитета Оренбургского областного Совета депутатов трудящихся от 07.05.1959 № 338 и распоряжением Исполнительного комитета Оренбургского областного Совета депутатов трудящихся от 20.06.1959 № 698-р, было передано отделу социального обеспечения под размещение дома инвалидов. Таким образом, спорный объект изначально был нежилым помещением и в силу этого не может быть отнесен к муниципальной собственности как объект жилого фонда. К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не поступили. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц. Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ГБУСО «Сакмарский ПНИ» на праве оперативного управления принадлежит здание, назначение: многоквартирный дом, 1 – этажный, общая площадь 230,7 кв.м, инв. № 41-б/н-н-385, лит. А, адрес (местонахождение) объекта: Оренбургская область, Сакмарский район, с. Никольское, ул. Молодежная, д. 15, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 56-АБ 957618 от 23.01.2013 (т. 1 л.д. 44). Согласно справкам Администрации от 03.09.2013, от 13.02.2014 в указанном жилом доме зарегистрированы и проживают – Сметкова З.С., Стайкина В.В., Стайкин М.В., Пчелинцев А.А., Пчелинцева Н.А., Суханова Н.И.; не зарегистрированы, но проживают – Иссарова Г.Ж., Иссаров В.В., Изюмников В.В. (т. 1 л.д. 32-36, 62). Для решения вопроса о передаче муниципальному образованию «Никольский сельсовет» непрофильного объекта недвижимости согласно пункту 39 Устава учреждения истец обратился к своему учредителю – Министерству социального развития Оренбургской области. Министерство социального развития Оренбургской области письмом от 13.01.2012 № 90 указало, что не будет возражать против передачи в установленном порядке жилого 6-тиквартирного дома в муниципальную собственность с учетом мнения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (т. 1 л.д. 41). Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области письмом от 06.04.2012 № КК-12-13/4071 сообщило, что не возражает против передачи в муниципальную собственность Никольского сельсовета Сакмарского района жилого дома, расположенного по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, с. Никольское, ул. Молодежная, 15 (т. 1 л.д. 43). Министерством социального развития Оренбургской области в адрес главы муниципального образования Никольский сельсовет направлено письмо от 06.02.2013 № 43 с просьбой принять на баланс администрации Никольского сельсовета вышеуказанный жилой дом (т. 1 л.д. 45). Решением Совета депутатов муниципального образования Никольский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области от 17.04.2013 № 107 отказано в приеме на баланс муниципального образования Никольский сельсовет жилого шестиквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Молодежная, 15, безвозмездно передаваемого ГБУСО «Сакмарский ПНИ», поскольку он находится в технически неудовлетворительном состоянии (т. 1 л.д. 46). Полагая, что спорное имущество как относящееся к жилому фонду, подлежит передаче в муниципальную собственность и ссылаясь на ст.ст. 12, 212, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском. Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что спорное имущество относится к муниципальной собственности в силу норм приложения 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, ввиду чего обязанность муниципального образования принять в муниципальную собственность объект жилого фонда возникла в силу прямого указания закона. Суд также признал, что поскольку обязанность по передаче и принятию объектов, подлежащих нахождению в муниципальной собственности, определена законодателем императивно, такая передача решается в судебном порядке, а потому обращение истца в суд с рассматриваемым иском направлено на реализацию норм закона с целью освобождения истца от несвойственных ему функций, связанных с содержанием жилого фонда, и не может расцениваться как действия по распоряжению государственной собственностью Оренбургской области. Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. Защита гражданских прав осуществляется с помощью способов, указанных в ст. 12 ГК РФ, и перечень таких способов не является исчерпывающим. В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ исключительным правом владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом обладает его собственник. В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Из материалов настоящего дела следует, что жилой многоквартирный дом, находящийся по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, с. Никольское, ул.Молодежная, 15, общей площадью 230,7 кв.м, инвентарный № 41-б/н-н-385, литер А, принадлежит на праве оперативного управления истцу (т. 1 л.д. 44) и соответственно находится в собственности Оренбургской области. Согласно п. 1 ст. 214 и п. 1 ст. 215 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. В силу этого, при разрешении настоящего спора по существу решается вопрос не только о приобретении спорного имущества муниципальным образованием, но и о прекращении права собственности Оренбургской области. В силу принципа неприкосновенности собственности (ст. 1 ГК РФ) и норм главы 15 ГК РФ право собственности прекращается по основаниям, прямо предусмотренным законом. Согласно ст. 2 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. В силу п. 1 ст. 20 того же закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. В силу п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. Согласно п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 № 132 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со статьей 28 Закона о регистрации являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации. В силу изложенных норм и разъяснений следует сделать вывод о том, что возложение на муниципальное образование обязанности принять в муниципальную собственность спорное имущество Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу n А76-25924/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|