Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу n А47-6547/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-13903/2014, 18АП-13905/2014, 18АП-13906/2014

г. Челябинск

 

24 декабря 2014 года

Дело № А47-6547/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2014 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малышева М.Б.,

судей Арямова А.А., Толкунова В.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия "Орскгортранс", администрации города Орска, и Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07 октября 2014 года по делу № А47-6547/2014 (судья Сиваракша В.И.).

В заседании приняли участие представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области - Ермакова Е.А. (доверенность от 30.04.2014 № 550), Слюсарева Ю.И. (доверенность от 21.05.2014 № 6283).

Муниципальное унитарное предприятие "Орскгортранс" (далее - МУП "Орскгортранс", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС России по Оренбургской области, антимонопольный орган) о признании недействительными пункта 2 решения от 16.05.2014 № 5895 по делу № 06-06-03/2014 и предписания от 16.05.2014 года № 5896.

Определением от 27.06.2014 заявление предприятия было принято к производству Арбитражного суда Оренбургской области, с присвоением делу номера А47-6547/2014.

Администрация города Орска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области о признании недействительными решения от 16.05.2014 по делу № 06-06-03/2014 и предписания от 16.05.2014 № 5897.

Определением от 27.06.2014 заявление администрации было принято к производству Арбитражного суда Оренбургской области с присвоением делу номера А47-6240/2014.

Определением от 01.09.2014 дела № А47-6547/2014 и № А47-6240/2014 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу номера А47-6547/2014.

В последующем администрацией заявленные требования были уточнены, и заключались в признании недействительными пунктов 1, 3, 4, 5 решения от 16.05.2014 № 5895 по делу № 06-06-03/2014 и предписания от 16.05.2014 № 5896.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.10.2014 по настоящему делу требования, заявленные предприятием и администрацией, удовлетворены частично. По заявлению МУП "Орскгортранс" признано недействительным предписание УФАС России по Оренбургской области от 16.05.2014 № 5896; по заявлению администрации признаны недействительными решение УФАС России по Оренбургской области от 16.05.2014 № 5895 по делу № 06-06-03/2014, в части пункта 3 решения, и предписание от 16.05.2014 № 5897. В остальной части заявленных требований предприятию и администрации отказано.

С принятым арбитражным судом первой инстанции решением не согласились в части, все участники процесса, - подав апелляционные жалобы на указанный судебный акт.

В апелляционной жалобе МУП "Орскгортранс" просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению данного подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права при принятии решения. В частности, предприятие указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание то, что нормы статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предполагают свободу юридических лиц и граждан в заключении договора. В данном случае Законом Оренбургской области от 04.03.2011 № 4326/1015-IV-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 04.03.2011 № 4326/1015-IV-ОЗ) на органы местного самоуправления не возлагается обязанность по проведению конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным маршрутам, и в силу условий ст. 10 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 № 4326/1015-IV-ОЗ, основанием для установления маршрутов регулярных перевозок, являются документально оформленные результаты обследования пассажиропотока на маршруте, а также документально оформленные результаты оценки пропускной способности маршрутной сети. Кроме того, арбитражным судом первой инстанции не принято во внимание то, что действующие в г. Орске муниципальные маршруты были открыты до вступления в силу Закона Оренбургской области от 04.03.2011 № 4326/1015-IV-ОЗ, и соответственно не могут отвечать требованиям, предъявляемым к муниципальным маршрутам, которые могут быть предметом конкурса на право заключения договоров на обеспечение транспортного обслуживания населения. С учетом данного, предприятие полагает, что им не совершались какие-либо действия, которые приводят или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В апелляционной жалобе УФАС России по Оренбургской области просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции в части признания недействительным предписания от 16.05.2014 № 5897 и взыскания с антимонопольного органа в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 2000 рублей. В обоснование доводов апелляционной жалобы антимонопольный орган ссылается на имеющее по его мнению место быть, со стороны арбитражного суда первой инстанции, нарушение норм материального права при принятии решения, и несоответствие выводов, положенных в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, фактическим обстоятельствам. В частности, данный податель апелляционной жалобы указывает на то, что вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что договорные отношения между предприятием и администрацией, по договорам от 01.01.2012 и от 01.01.2013, фактически прекращены, - являются необоснованными, и противоречат имеющимся в материалах дела № А47-6547/2014 Арбитражного суда Оренбургской области доказательствам; правоотношения между предприятием и администрацией, имели место быть, и в 2014 году, в связи с чем, у антимонопольного органа наличествовало законное право на вынесение оспариваемого предприятием и администрацией предписания. Также по мнению данного подателя апелляционной жалобы, арбитражный суд первой инстанции необоснованно взыскал с антимонопольного органа в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 рублей, поскольку заявленные требования были удовлетворены частично.

В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительным решение, вынесенное УФАС России по Оренбургской области, в части пунктов 1, 4, 5. По мнению данного подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения неправильно применены нормы материального права, а именно, ст. 421 ГК РФ, п. 5 ст. 12, пп. 4 п. 1 ст. 14 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 № 4326/1015-IV-ОЗ, п. 7 ч. 1 ст. 16, п. п. 3, 4 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ). Также данный податель апелляционной жалобы ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции к спорным правоотношениям необоснованно не применена правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 1838/13.

Отзывы на апелляционные жалобы участниками процесса не представлены.  

Предприятие и администрация, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили.

С учетом мнения представителей заинтересованного лица, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей МУП "Орскгортранс" и администрации.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители антимонопольного органа просили отказать в удовлетворении апелляционных жалоб предприятия и администрации.        

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей антимонопольного органа, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из имеющихся в деле доказательств, антимонопольным органом, по результатам проведения плановой проверки актов и действий органов местного самоуправления муниципального образования город Орск Оренбургской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, было установлено, что 01.01.2012 между администрацией и предприятием был заключен договор № 03 о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам г. Орска, в соответствии с которым, предприятием осуществлялись перевозки пассажирским автомобильным транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам №№ 2, 2"А", 3, 4, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 15 "А", 28, 30. Аналогичный договор был заключен между администрацией и предприятием 01.01.2013.

Установив факт заключения вышеперечисленных договоров без  проведения торгов, заинтересованным лицом было возбуждено дело № 06-06-03/2014 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 15, п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области 16.05.2014 вынесено решение № 5895, которым:

- администрация МО г. Орск признана нарушившей ч. 1 ст. 15, п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (п. 1);

- МУП "Орскгортранс" признано нарушившим п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (п. 2);

- решено выдать администрации г. Орска предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и  о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего: расторгнуть с МУП "Орскгортранс" договор от 01.01.2012 № 03 о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом по городским (муниципальным) маршрутам г. Орска; договор от 01.01.2013 № 02 о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок (п. 3);

- решено выдать МУП "Орскгортранс" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и  о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего: расторгнуть с администрацией МО г. Орск договор от 01.01.2012 № 03 о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом по городским (муниципальным) маршрутам г. Орска; договор от 01.01.2013 № 02 о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок (п. 4);

- решено передать материалы дела № 06-06-03/2014 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Предприятию и администрации антимонопольным органом 16.05.2014 были выданы соответствующие предписания №№ 5896, 5897.

В силу условий части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции).

Статьей 7 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 № 4326/1015-IV-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области" установлено, что орган местного самоуправления создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования, между поселениями муниципального района, городского округа; обеспечивает безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, принимает муниципальные правовые акты в пределах своей компетенции, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу условий п. 1 ст. 12 Закона Оренбургской области 04.03.2011 № 4326/1015-IV-ОЗ, конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным маршрутам (конкурс) является способом обеспечения безопасных и качественных перевозок пассажиров и багажа путем выбора перевозчиков, способных обеспечить лучшие условия транспортного обслуживания населения. Организатором

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу n А76-840/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также