Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2014 по делу n А76-9711/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-13179/2014

г. Челябинск

 

22 декабря 2014 года

Дело № А76-9711/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Арямова А.А.,

судей Малышева М.Б., Толкунова В.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К.,

 рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.10.2014 по делу №А76-9711/2014 (судья Костылев И.В.).

В заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Политекс» - Филиппов М.Д. (директор по выписке из Единого государственного реестра юридических лиц), Семёнов А.В. (доверенность от 01.01.2014);

Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области – Попова Н.В. (доверенность от 19.05.2014 №141).

Общество с ограниченной ответственностью «Политекс» (далее – заявитель, общество, ООО «Политекс») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее – заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным распоряжения от 30.12.2013 №3558-р «О досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые по лицензии ЧЕЛ 80042 ТР».

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.10.2014 (резолютивная часть решения объявлена 09.10.2014) заявленные требования удовлетворены, оспоренное распоряжение признано недействительным. Также судом взыскано с Министерства в пользу ООО «Политекс» 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Министерство, не согласившись с таким решением суда, обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на законность оспоренного распоряжения. Указывает на недоказанность несоответствия оспоренного распоряжения закону. Обращает внимание на подтверждение материалами дела фактов нарушений заявителем лицензионных требований и предварительного применения заинтересованным лицом по отношению к обществу более мягких мер принуждения в целях устранения таких нарушений.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст.ст.258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Министерства, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, ООО «Политекс» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1067451085030 и имеет лицензию ЧЕЛ 80042 ТР, выданную Министерством 13.06.2007 на право пользования недрами для геологического изучения и добычи кирпичных глин на Михайловском участке, расположенном в 0,8км северо-западнее д. Чапаевка Аргаяшского муниципального района Челябинской области. Срок окончания действия лицензии – 30.06.2027.

Лицензионным соглашением об условиях пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного песка на Михайловском участке предусмотрены срок согласования в установленном порядке проекта разработки месторождения в Управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области – до 30.01.2013 (п.3.6 соглашения), а также срок согласования программы мониторинга месторождения в Управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области и в Министерстве – до 30.01.2013 (п.7.3 соглашения). Пунктом 10.3 лицензионного соглашения предусмотрено, что нарушение существенных условий, установленных в том числе п.п.3 и 7 соглашения может привести к приостановлению или прекращению права пользования недрами.

По состоянию на 31.01.2013 Министерством установлены факты неисполнения обществом условий, предусмотренных в п.3.6 и 7.3 лицензионного соглашения, в связи с чем в адрес заявителя направлено уведомление от 28.02.2013 №260 о нарушении условия пользования недрами. Этим уведомлением обществу предложено в течение трех месяцев с момента получения уведомления устранить выявленные нарушения и сообщить об этом в Министерство. Также заявитель предупрежден о возможности приостановления или прекращения права пользования недрами в случае не устранения  нарушений. Уведомление получено заявителем  11.03.2013, о чем на уведомлении имеется соответствующая отметка.

Письмом от 11.03.2013 ООО «Политекс» просило Министерство перенести срок согласования проекта на отработку месторождения до 31.0.2013, мотивировав свою просьбу поздним получением документов по утверждению запасов, прошедших государственную экспертизу, без которых изготовление проекта невозможно (фактически документы получены обществом 23.02.2013).

В ответ на указанное обращение письмом от 03.04.2013 №6/5316 Министерство отказало во внесении испрашиваемых обществом изменений в лицензию.

Письмом от 30.05.2013 общество проинформировало Министерство о принятии мер к изготовлению проекта отработки месторождения – заключение договора на изготовление проекта от 16.05.2013 №21-13 и осуществление по этому договору авансового платежа 17.05.2013.

В связи с не устранением ООО «Политекс» указанных нарушений на основании рекомендаций экспертного совета по лицензированию пользования участками недр местного значения, изложенных в протоколе от 20.06.2013 №10, Министерством издано распоряжение от 02.07.2013 №1223-Р о приостановлении права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, по лицензии ЧЕЛ 80042 ТР на срок – три календарных месяца со дня получения распоряжения пользователем недр. Этим же распоряжением заявитель обязан представить в Министерство в указанный срок утвержденные и согласованные в установленном порядке проект разработки и программу мониторинга месторождения.

Сопроводительным письмом от 05.09.2013 №16 ООО «Политекс» направило в Управление по недропользованию Челябинской области проект разработки месторождения (приложением к которому является  программа мониторинга месторождения). Корреспонденция получена адресатом 05.09.2013, о чем свидетельствует соответствующая входящая отметка на сопроводительном письме.

Сопроводительным письмом от 23.10.2013 Управление по недропользованию Челябинской области направило обществу протокол заседания территориальной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых от 17.10.2013 №52/13-тп, содержащего замечания по проекту и вывод о необходимости воздержаться от согласования проекта.

30.12.2013 Министерством с учетом рекомендаций экспертного совета по лицензированию пользования участками недр местного значения, изложенных в протоколе от 13.12.2013 №21, издано распоряжение от 30.12.2013 №2558-Р о досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, по лицензии ЧЕЛ 80042 ТР. В соответствии с этим распоряжением, право пользования ООО «Политекс»  участком недр по лицензии ЧЕЛ 80042 ТР досрочно прекращено в связи неисполнением требований лицензионного соглашения о согласовании в установленном порядке проекта разработки месторождения и программы мониторинга месторождения в срок до 30.03.2013.

Письмом от 23.01.2014 заявитель представил в Министерство для согласования проектную документацию «Разработка кирпичных глин Михайловского месторождения».

В ответ на указанное обращение Министерство письмом от 29.01.2014 сообщило заявителю об отсутствии утвержденного Порядка согласования проектов разработки органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, в связи с чем возможность согласовать проектную документацию отсутствует. Также заявитель поставлен в известность о фактическом досрочном прекращении его права пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 80042 ТР распоряжением от 30.12.2013 №2558-Р.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителем в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Требования заявителя носят характер оспаривания ненормативного правового акта. Порядок рассмотрения таких требований регламентирован положениями Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица   вправе   обратиться   в   арбитражный   суд   с   заявлением   о   признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть, обязательными условиями признания недействительным ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными действий (бездействия) должностных лиц, является их несоответствие закону, а также нарушение этими актом или действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предметом рассмотрения по настоящему спору является Распоряжение от 30.12.2013 №2558-Р о досрочном прекращения права ООО «Политекс» пользования недрами по лицензии ЧЕЛ №80042 ТР.

В силу ст.11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.1.2 Закона «О недрах»).

Обеспечение функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.3 ч.2 ст.16 Закона «О недрах»).

Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона «О недрах» на недропользователя возложена обязанность обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Статьей 20 Закона «О недрах» установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (п.2 ч.2). При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке (ч.3).

Порядок досрочного прекращения права пользования недрами определен ст.21 Закона «О недрах», в соответствии с частью 4 которой в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 Закона «О недрах», решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

Факты указанных в оспоренном распоряжении нарушений условий лицензионного соглашения  заявителем по существу не оспариваются.

Единственным основанием для признания этого распоряжения о досрочном прекращении права пользования недрами недействительным послужил вывод суда первой инстанции о несоразмерности примененной Министерством меры ответственности допущенным обществом нарушениям.

Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.

Так, буквальное содержание ст.20 Закона «О недрах» и п.10.3 лицензионного соглашения позволяет сделать вывод о том, что допущенные заявителем нарушения влекут лишь возможность приостановления или прекращения права пользования недрами. Вопрос о применении подобных мер реагирования должен разрешаться уполномоченным органом в каждом конкретном случае исходя из характера нарушения и возможных последствий его совершения, с учетом необходимости обеспечения баланса частного и публичного интересов. Прекращение права пользования недрами представляет собой государственную меру принудительного характера, которая должна отвечать требованиям справедливости и соразмерности последствиям нарушенного обязательства.

Какого-либо анализа указанных обстоятельств оспоренное распоряжение не содержит. Фактически в распоряжении отсутствует обоснование необходимости досрочного прекращения права общества на пользование недрами в соответствии с лицензией ЧЕЛ 80042 ТР в связи с указанными нарушениями.

Не обосновало Министерство необходимость применения в рассматриваемой ситуации такой меры реагирования и в ходе судебного разбирательства.

Между тем, как следует из представленных в материалы дела доказательств, невозможность своевременного устранения выявленных нарушений вызвана несвоевременной и ненадлежащей подготовкой проекта проектной организацией. При этом заявителем предпринимались меры для устранения нарушений и продления установленного срока для их устранения. Также в материалы дела представлены доказательства наличия у заявителя намерений осуществлять лицензируемую деятельность на рассматриваемом месторождении: письма ООО «Коркинский кирпичный завод, ОАО «Ревдинский кирпичный завод» и ООО «Копейский кирпичный завод» о готовности приобретать у ООО «Политекс» керамическое сырье после начала разработки месторождения (указанные письма представлялись обществом заинтересованному лицу сопроводительным письмом от 09.04.2014 в целях разрешения во внесудебном порядке вопроса об отмене оспоренного распоряжения); доказательства фактической разработки и направления в

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2014 по делу n А07-10251/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также