Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.01.2008 по делу n А76-9041/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

А76-9041/2007

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№18АП-7963/2007

г. Челябинск

09 января 2008 г.

Дело № А76-9041/2007 

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Дмитриевой Н.Н. и Кузнецова Ю.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания  Мавлявеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Челябинск-Лада» о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок, при участии: от открытого акционерного общества «Челябинск-Лада»-Куцева М.В. (доверенность от 01 сентября 2007 г. б/н); от Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области –Нескоблевой Е.В. (доверенность №04/06 от 10 мая 2007 г.); от Администрации г. Челябинска –Реннер Е.В. (доверенность от 14 декабря 2005 г. № 01-20/2303/3); от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области –Мискиной О.А. (доверенность № 02 от 09 января 2008 г.),

У С Т А Н О В И Л:

открытое акционерное общество  «Челябинск-Лада» (далее –ОАО «Челябинск-Лада», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее - УФРС по Челябинской области, заинтересованное лицо, регистрирующий орган) на земельный участок площадью 37 025 кв. м., расположенный по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Молодогвардейцев, 2 (кадастровый номер 74:36:07 11 003:0029), выраженный в письме от 13 июня 2007 г. и обязании УФРС по Челябинской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на указанные земельный участок.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28 сентября  2007 г. по делу № А76-9041/2007 (судья Харина Г.В.) в удовлетворении заявленных обществом требований отказано в полном объеме.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2007 г. (судьи Баканов В.В., Дмитриева Н.Н., Тимохин О.Б.) решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 сентября 2007 года по делу № А76-9041/2007 отменено, в связи с нарушением судом первой инстанции пункта 4 части  4 статьи 270 АПК РФ, дело назначено к рассмотрению судом апелляционной инстанции по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» (далее -РФФИ).

В обоснование заявленных требований общество указывает, что считает отказ регистрирующего органа от 13 июня 2007 г. незаконным, нарушающим право собственника, нарушающим права ОАО «Челябинск-Лада» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее -ФАУФИ) № 387–р от 15 апреля 2005 г., представленное на государственную регистрацию вместе с договором купли–продажи земельного участка №8-4/1811 от 29 марта 2007 г. было принято уполномоченным государственным органом в соответствии с действовавшей на момент издания распоряжения редакцией  статьи 3 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю». Отношения по реализации спорного земельного участка имеют сложный юридический состав, носят административно-распорядительный характер, при которых первичным документом является Распоряжение ФАУФИ № 387–р от 15 апреля 2005 г., а вторичным - договор купли–продажи земельного участка №8-4/1811 от 29 марта 2007 г.

В судебном заседании представитель общества настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель регистрирующего органа с доводами, указанными в заявлении не согласен. При проведении правовой экспертизы и проверки законности представленного договора купли-продажи от 29 марта 2007 г. № 8-4/1811 установлено, что в  силу пункта 10 статьи 3.2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»  распоряжение заявленным земельным участком вправе осуществлять орган местного самоуправления, у ФАУФИ отсутствуют полномочия по распоряжению данным земельным участком, распоряжение ФАУФИ от 15 апреля 2005 г. № 387-р не является правоустанавливающим документом, а лишь подтверждает согласие Федерального агентства по управлению федеральным имуществом предоставить земельный участок в собственность ОАО «Челябинск-Лада».

Администрация г. Челябинска полагает заявленные требования подлежащими отклонению, представлен отзыв на заявление. Факт принятия решения ФАУФИ о приватизации (продаже) земельного участка в отношении ОАО «Челябинск-Лада» в форме распоряжения № 387-р от 15 апреля 2005 г. в отсутствие полномочий по его распоряжению не подтверждает его законности. Данное Распоряжение ФАУФИ по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, порождающим обязанность РФФИ по вступлению в гражданско-правовые отношения по реализации земельного участка, то есть о заключении договора купли-продажи. Само право требования о переходе к нему права собственности на земельный участок у заявителя возникло только в связи с заключением договора купли-продажи. Обжалуемый отказ не влечет нарушение прав и законных интересов заявителя в области предпринимательских и иных экономических отношений, поскольку земельный участок находится в настоящее время в пользовании у заявителя –ОАО «Челябинск-Лада» на основании права постоянного (бессрочного) пользования участком.       

Представитель Администрации г. Челябинска поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области полагает заявленные требования законными и обоснованными, представлен отзыв на заявление. В соответствии с уставом РФФИ, фонд является федеральным государственным учреждением, осуществляющим функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества. Из этого следует, что РФФИ не распоряжается земельными участками, а только технически реализует решение уполномоченного (распорядительного) органа по продаже соответствующего земельного участка. Уполномоченным на распоряжение земельным участком органом являлось ФАУФИ.

Распоряжение ФАУФИ от 15 апреля 2005 г. № 387–р никем не оспорено, не обжаловано и не признано недействительным, пресекательный срок исполнения распоряжения не предусмотрен, следовательно, отсутствуют основания, подтверждающие несвоевременность заключения договора купли-продажи между ОАО «Челябинск-Лада» и РФФИ.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Представитель Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» извещен надлежаще о времени им месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил.  

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает  заявленные обществом требования подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 17 апреля 2007 г., ОАО «Челябинск-Лада» обратилось в УФРС по Челябинской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 37 035 кв.м., расположенный по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Молодогвардейцев, д. 2 на основании договора купли-продажи № 8-4/1811 от 29 марта 2007 г. По условиям данного договора на основании распоряжения ФАУФИ от 15 марта 2005 г. № 378-р продавец - РФФИ обязался передать в собственность ОАО «Челябинск-Лада» земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 74636:07 11 003:0029 для эксплуатации производственных помещений, а покупатель - ОАО «Челябинск-Лада» принять земельный участок и оплатить установленную цену до проведения государственной регистрации права собственности.

Одновременно, на государственную регистрацию заявителем было представлено Распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом № 387-р от 15 апреля 2005 г., которым ОАО «Челябинск-Лада» предоставлен в собственность земельный участок для эксплуатации производственных помещений, РФФИ поручено заключить договор купли-продажи участка, а ОАО «Челябинск-Лада» - обеспечить его государственную регистрацию.

мая 2007 г. государственная регистрация права была  приостановлена в связи с возникновением у регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, о чем заявителю направлено уведомление  о приостановлении  государственной регистрации № 211/2007-220 от 15 июня 2007 г., в соответствии с которым в представленном договоре купли-продажи земельным участком распоряжается РФФИ, действуя от имени Российской Федерации, однако, в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.

Письмом УФРС по Челябинской области от 13 июня 2007 г. № 211/2007-220 заявителю отказано в регистрации права собственности на земельный участок, поскольку лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на объект недвижимого имущества, ввиду отсутствия у РФФИ полномочий на отчуждение земельного участка.

Не согласившись с вынесенным отказом, заявитель обжаловал его в суд.

В соответствии с подпунктом 9 части 1 статьи 1 Земельного Кодекса Российской Федерации, разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения  устанавливаются федеральными законами, является одним из принципов земельного законодательства.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» в редакции, действовавшей на момент издания Распоряжения ФАУФИ № 387-р от 15 апреля 2005 г. предусмотрено, что порядок распоряжения землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2002 г. № 576 утверждены Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности  до разграничения  государственной собственности на землю, действовавшие в период с 05 декабря 2003 г. по 21 июля 2006 г.  

В соответствии с пунктом 7 данного Постановления, решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами)  в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности. В случае если решение о приватизации таких земельных участков принимается Министерством имущественных отношений Российской Федерации, договор купли-продажи заключается Российским фондом федерального имущества.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти,  Постановлением Правительства Российской Федерации   от 8 апреля 2004 г. N 200 «Вопросы  Федерального агентства  по управлению федеральным  имуществом», Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений, в его ведение переданы территориальные органы упраздненного Министерства имущественных отношений Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, решение о приватизации земельного участка, оформленное Распоряжением № 387-р от 15 апреля 2005 г.  было принято ФАУФИ в соответствии с действовавшим в период его принятия земельным законодательством, никем не оспорено и не обжаловано, является юридически действительным.  

Как видно из свидетельств о государственной регистрации права собственности от 04 июля 2003 г., (л.д. 70-74), выданных ОАО «Челябинск-Лада», на спорном земельном участке располагаются здания, строения и сооружения производственного назначения, перешедшие в собственность заявителя в порядке реорганизации Челябинского областного центра «АвтоВАЗтехобслуживание». План приватизации ОАО «АВТОВАЗ», в состав которого на момент его приватизации входило ОАО «Челябинск-Лада», утвержден распоряжением Госкомимущества РФ № 1-р от 05 января 1993 г.

При таких обстоятельствах, доводы представителя Администрации г. Челябинска о том, что сам факт принятия решения ФАУФИ о приватизации земельного участка в отношении ОАО «Челябинск-Лада» в отсутствие законных оснований не подтверждает его законности, судом апелляционной инстанции принят быть не может.  

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Решения данных органов оформляются в виде соответствующих ненормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 1 Устава РФФИ, утвержденного Постановлением Правительства Российской

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.01.2008 по делу n А76-4290/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также