Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 по делу n А07-9714/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-12433/2014
г. Челябинск
02 декабря 2014 года Дело № А07-9714/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2014 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Толкунова В.М., судей Арямова А.А., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.09.2014 по делу № А07-9714/2014 (судья Галимова Н.Г.). В заседании приняли участие представители: Администрации городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан - Исанов С.Н. (доверенность от 14.05.2014 № 07); Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан – Гирфанов А.М. (доверенность от 30.01.2014 № 25) (до перерыва), Ишмиярова Ю.Р. (доверенность от 16.01.2014 № 14) (после перерыва); открытого акционерного общества «Бирский элеватор» – Мингазетдинов А.А. (доверенность от 14.11.2014 № 40-14) (до перерыва), Мансуров А.Р. (доверенность от 14.11.2014 №40-14) (после перерыва); Бирской межрайонной прокуратуры – Кашапова Р.М. (удостоверение № 182040). Администрация городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – антимонопольный орган, УФАС) о признании недействительными решения от 11.04.2014 по делу №А-238/15-13 и предписания от 11.04.2014 №86. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Электрические сети» (далее – ООО «Электрические сети»), открытое акционерное общество «Бирский элеватор» (далее – ОАО «Бирский элеватор»), общество с ограниченной ответственностью НПО «БиоБирск» (далее – ООО НПО «БиоБирск»), Бирская межрайонная прокуратура (далее – прокуратура). Решением суда от 16.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с принятым решением суда, заявитель обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям. Как указывает заявитель, муниципальные образования вправе участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий на решение вопросов местного значения, администрация действовала в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ). Администрация ссылается на то, что из материалов дела не следует отсутствие информационного обеспечения спорной приватизации и наличие у каких-либо участников гражданского оборота заинтересованности приобрести спорное имущество, в связи с чем вывод суда о нарушении принципа публичности и открытости при приватизации имущества не обоснован. По мнению администрации, каких-либо льгот и преимуществ вследствие передачи 100% доли уставного капитала ООО «Электрические сети» в уставный капитал ОАО «Бирский элеватор» хозяйствующие субъекты не получили, ограничения или устранения конкуренции на рынках не произошло, требования статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) не нарушены. Администрация также отмечает, что поскольку в рассматриваемом деле муниципальная преференция не предоставлялась, УФАС было не вправе выдавать предписание о принятии администрацией мер по возврату имущества. К апелляционной жалобе администрацией было приложено дополнительное доказательство – копия страницы газеты «Победа» от 24.11.2012. С учетом части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), разъяснений, данных в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», апелляционным судом не установлено уважительных (объективно не зависящих от заявителя) причин невозможности получения и представления указанного документа в суд первой инстанции, в связи с чем отказано в его приобщении на стадии апелляционного производства. Представитель УФАС в судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленных письменных пояснений, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. Представитель прокуратуры представил письменное пояснение на апелляционную жалобу, в котором опроверг доводы апеллянта и указал на то, что суд вынес правомерное решение. ОАО «Бирский элеватор» представило отзыв на апелляционную жалобу и копию первого листа газеты «Победа», поддержал позицию апеллянта, просил отменить решение суда и удовлетворить апелляционную жалобу администрации. ООО «Электрические сети», ООО НПО «БиоБирск», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ООО «Электрические сети» просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своих представителей. С учетом мнения явившихся представителей сторон и третьих лиц, в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ООО «Электрические сети», ООО НПО «БиоБирск». В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 18.11.2014 по 25.11.2014. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее и письменных пояснений, заслушав объяснения явившихся представителей сторон и третьих лиц, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта. Как следует из материалов дела, на основании материалов проверки прокуратуры о нарушении порядка приватизации муниципального имущества УФАС в отношении администрации возбуждено дело №А-238/15-13 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ. По результатам рассмотрения дела УФАС принято решение от 11.04.2014, согласно пункту 1 которого действия администрации признаны нарушением части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ. Нарушением антимонопольного законодательства признаны действия заявителя по внесению муниципального имущества в уставный капитал ОАО «Бирский элеватор» с нарушением принципов публичности и открытости процедуры предоставления муниципального имущества хозяйствующему субъекту, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В соответствии с пунктом 2 указанного решения администрации выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, обеспечив возврат муниципального имущества, внесенного в уставный капитала ОАО «Бисркий элеватор». Не согласившись с указанными решением и предписанием, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего. В соответствии со статьей 3 Закона № 135-ФЗ положения этого закона распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции. Обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков регулируются Законом о защите конкуренции. Согласно части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий). Закрепленный данной нормой запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов. Таким образом, статья 15 Закона о защите конкуренции прямо указывает, что органам власти, в том числе органам местного самоуправления, запрещено принимать акты и совершать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В статье 4 Закона № 135-ФЗ определено, что конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Государственным и муниципальным органам власти запрещается принимать какие-либо акты, а равно и совершать действия, в результате которых могут наступить отрицательные последствия для состояния конкуренции. Как отмечено выше, по смыслу статьи 15 Закона № 135-ФЗ нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов. При этом следует учитывать, что под недопущением конкуренции следует понимать и такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции. Пределы конкурентно-правовых отношений гораздо шире, чем описанные в Законе о защите конкуренции, институт антимонопольного права является комплексным, межотраслевым, и его нормы содержатся в различных законодательных актах, начиная от Конституции Российской Федерации и ГК РФ, заканчивая законодательством о приватизации и проведении публичных торгов (конкурсов). Согласно статье 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При этом, исходя из норм Федерального закона от 21.11.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон №178-ФЗ, Закон о приватизации), приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества, а также открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Из пункта 7 статьи 4 Закона № 135-ФЗ следует, что действия хозяйствующего субъекта с предложением органу местного самоуправления совместно участвовать в создании хозяйственного общества не подразумевают предоставления ему органом власти конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, в то же время посредством передачи муниципального имущества без проведения публичных процедур, основываясь на своем субъективном мнении в предпочтении определенной организации, органом власти ущемляются либо могут ущемляться интересы иных хозяйствующих субъектов. Публичность и открытость процедуры предоставления муниципального имущества органом местного самоуправления хозяйствующему субъекту являются одними из признаков добросовестной конкуренции, предупреждая и пресекая тем самым монополистическую и недобросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке. При этом в настоящем случае, при вменении нарушений статьи 15 Закона о защите конкуренции не требуется проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (пункт 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220) (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.08.2010 № 18026). С учетом требований пункта 5 статьи 13 Закона № 178-ФЗ приватизация Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 по делу n А76-27240/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|