Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 по делу n А07-12252/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-12651/2014

г. Челябинск

 

27 ноября 2014 года

Дело № А07-12252/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малышевой И.А.,

судей Плаксиной Н.Г., Тимохина О.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тихоновой Ю.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.09.2014 по делу № А07-12252/2014 (судья Хафизова С.Я.).

В судебном заседании приняли участие представители:

Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан – Курбанов Р.В. (удостоверение ТО №387303, доверенность №02/906-08/27 от 07.03.2014);

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан – Абдурахманов А.Ф. (паспорт, удостоверение №9986, доверенность №46 от 28.05.2014);

Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.

Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан (далее – заявитель, административный орган, УФССП по РБ) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – заинтересованное лицо, УФАС по РБ, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 20.03.2014 по делу № ГЗ-117/14.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «РусПочта» (далее – ООО «РусПочта»), индивидуальный предприниматель Сорокин А.М. (далее – ИП Сорокин А.М.).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.09.2014 (резолютивная часть объявлена 08.09.2014) заявленные требования удовлетворены: признано недействительным решение УФАС по РБ от 20.03.2014 по делу № ГЗ-117/14.

Не согласившись с принятым решением, УФАС по РБ (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неверное применение норм материального права.

В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает на то, что услуги общедоступной почтовой связи делятся на те, которые относятся к сфере естественных монополий (пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) и передача внутренней телеграммы), и остальные, «конкурентные» (в том числе доставка письменной и иной корреспонденции, её учёт, возврат и т.п.).

Таким образом, заказ на оказание услуг общедоступной почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), передача внутренней телеграммы, которые по определению относятся к сфере естественных монополий, размещается у единственных поставщиков -субъектов естественных монополий в соответствии с п.1 ч.2 ст. 55 Закона о размещении заказов, а на оказание остальных услуг почтовой связи, в том числе тех, которые необходимо оказать УФССП по РБ в рамках государственного контракта № 843/12/13 от 31.12.2013 (приём, обработка и выдача внутренних почтовых отправлений, хранение и выдача возвращённых почтовых отправлений, подготовка сопроводительной документации) - в общем порядке путём проведения торгов, либо запроса котировок.

Кроме того, согласно реестру, к субъектам естественных монополий в области общедоступной почтовой связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль относятся ФГУП «Почта России» и ГУП «БайконурСвязьИнформ». ООО «РусПочта» в данном реестре отсутствует, следовательно, ООО «РусПочта» не является субъектом естественных монополий.

Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет – сайте. ООО «РусПочта» и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора (ИП Сорокин А.М.),  явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей апелляционного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в УФАС по РБ поступило обращение ИП Сорокина А.М. от 24.02.2014 № 2850 о нарушении Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» при заключении государственного контракта № 843/12/13 от 31.12.2013.

По результатам внеплановой проверки УФАС по РБ было принято решение от 20.03.2014 по делу № ГЗ-117/14, согласно которому в действиях заказчика в лице УФССП по РБ при заключении государственного контракта  № 843/12/13 от 31.12.2013 установлены нарушения ч.2 ст.10, п.1 ч.2 ст.55 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».

Материалы дела были переданы должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, а также УФАС по РБ оставило за собой право на подачу иска в суд о расторжении государственного контракта № 843/12/13 от 31.12.2013.

Полагая, что решение антимонопольного органа от 20.03.2014 по делу             № ГЗ-117/14 является незаконным, нарушает права УФССП по РБ, административный орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что УФССП по РБ осуществлено заключение государственного контракта № 843/12/13 от 31.12.2013 с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с п.1 ч.2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ.

Выводы суда являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется, исходя из следующего:

Пункт 1 ч.2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №94-ФЗ) (действовавший на момент возникновения правоотношений) регламентирует, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

В силу пункта 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.

Пунктом 1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон №126-ФЗ) установлено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005             № 87 утверждён Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и Перечни лицензионных условий. В названный Перечень включены услуги почтовой связи (п. 20).

В соответствии со ст.17 Федерального закона № 126-ФЗ отношения в области почтовой связи регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и федеральным законом о почтовой связи, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые, организационные, экономические, финансовые основы деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации, права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, иных участников деятельности в области почтовой связи, порядок регулирования деятельности в области почтовой связи и управления этой деятельностью, правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи, статус организаций почтовой связи и социальные гарантии их работников определяет Федеральный закона №176-ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи» (далее – Закон №176-ФЗ).

Из содержания статьи 2 Закона № 176-ФЗ следует, что почтовая связь – это вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий приём, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств; к услугам почтовой связи относятся действия или деятельность по приёму, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств. Почтовыми отправлениями в той же статье названы адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры.

В соответствии со статьёй 17 названного Закона лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе приём, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений. В силу этой нормы услугу почтовой связи образует совокупность конкретных операций.

На основании статьи 16 Закона № 176-ФЗ по договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) его адресату, а пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе (статья 16 Закона №176-ФЗ).

В соответствии со ст.2 Закона №176-ФЗ операторы почтовой связи – организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи. Организации почтовой связи – юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности.

Таким образом, оператором почтовой связи может быть не только федеральные организации, но и юридические лица любых организационно-правовых форм, либо индивидуальные предприниматели.

При этом, в силу п.1 «Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637, пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи.

Таким образом, приём, обработка, пересылка и выдача внутренних почтовых отправлений являются видами деятельности, отнесёнными к сфере деятельности субъектов естественных монополий. 

Из материалов дела следует, что ООО «РусПочта» осуществляет деятельность по оказанию услуг связи в соответствии с лицензией № 115556 от 28.08.2012, в соответствии с приложением к лицензии лицензиат обязан обеспечить предоставление пользователю:

а) приёма почтовых отправлений;

б) обработки почтовых отправлений;

в) перевозки почтовых отправлений;

г) доставки (вручения) почтовых отправлений.

Данной лицензией установлено, что исполнитель вправе оказывать услуги связи только на территории Российской Федерации, то есть осуществлять внутреннюю пересылку корреспонденции, и на исполнителя не возложено обязательств по оказанию универсальных услуг почтовой связи.

31.12.2013 между УФССП по РБ и ООО «РусПочта» был заключен государственный контракт № 843/12/13 на оказание услуг почтовой связи по пересылке почтовой корреспонденции.

Государственный контракт зарегистрирован в реестре за №030110005124000001 от 10.01.2014.

Предметом государственного контракта № 843/12/13 от 31.12.2013 является оказание услуг почтовой связи по:

а) приёму, обработке, пересылке и выдаче внутренних почтовых отправлений;

б) хранению и выдаче возвращённых почтовых отправлений;

в) подготовке сопроводительной документации.

В государственном контракте сторонами было  предусмотрено, в том числе:

1) п. 3.1.3. - исполнитель обязан осуществлять доставку принятой корреспонденции по адресам, указываемым заказчиком, по России — в течение 21 рабочего дня, по г. Уфе — в течение 3 рабочих дней, по Республике Башкортостан — в течение 7 рабочих дней;

2) п. 3.1.2. - исполнителем от заказчика по реестру на отправку принимается надлежащим образом упакованная корреспонденция весом — до 2 кг.

Таким образом, между сторонами заключен государственный контракт по оказанию услуг общедоступной почтовой связи, связанных с обработкой  и пересылкой внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем и бандеролей), то есть по оказанию услуг, относящихся к сфере деятельности естественной монополии.

С учётом изложенного, коллегия судей апелляционной инстанции соглашается с выводами суда и признаёт, что нарушений действующего законодательства при размещении заказа у единственного

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 по делу n А07-20696/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также