Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2014 по делу n А07-2311/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-11466/2014

 

г. Челябинск

 

18 ноября 2014 года

Дело № А07-2311/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Толкунова В.М.,

судей Баканова В.В., Малышева М.Б.,  

при ведении протокола секретарем судебного заседания                   Максимовым Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кредитного потребительского кооператива граждан «Региональные инвестиции» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан                       от 19.08.2014 по делу № А07-2311/2014 (судья Ахметова Г.Ф.).

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области (далее - заявитель, Росприроднадзор, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Кредитному потребительскому кооперативу граждан «Региональные инвестиции» (далее - заинтересованное лицо, КПКГ «Региональные инвестиции», кооператив) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 267 258 руб. 13 коп. за период              1-4 кварталы 2011г., 1, 2 кварталы 2012г., в том числе: 53 451 руб. 61 коп. - в федеральный бюджет, 106 903 руб. 26 коп. - в областной бюджет,                          106 903 руб. 26 коп. - в местный бюджет.

         К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество «Ноев Ковчег» (далее - третье лицо, ЗАО «Ноев Ковчег»).

         Решением суда от 19.08.2014 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением суда, КПКГ «Региональные инвестиции» обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд             с апелляционной жалобой,  в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

  Кооператив полагает, что обстоятельства, установленные Арбитражным судом Рязанской области в решении от 11.06.2013 по делу № А54-28/2013,                  для настоящего дела преюдициального значения не имеют, поскольку КПКГ «Региональные инвестиции» не являлся участником по делу № А54-28/2013, в указанном деле не была установлена обязанность кооператива вносить плату за негативное воздействие на окружающую природную среду. По мнению кооператива, признание Арбитражным судом Рязанской области факта отсутствия у ЗАО «Ноев Ковчег» обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду не может автоматически возлагать такую обязанность на КПКГ «Региональные инвестиции». Кроме того, договором оказания услуг, заключенным между ЗАО «Ноев Ковчег» и КПКГ «Региональные инвестиции», не установлена обязанность кооператива принять на себя бремя оплаты за негативное воздействие на окружающую природную среду.

  Как указывает заинтересованное лицо, на законодательном уровне                    не урегулировано и не конкретизировано, кто именно является плательщиком за негативное воздействие на окружающую природную среду при осуществлении размещения отходов. При этом кооператив считает, что воздействие на окружающую природную среду оказывает заказчик, производящий отходы, которые необходимо разместить.

  Кооператив ссылается на то, что он не может предусмотреть платеж за негативное воздействие в составе тарифа, в который включается только сумма рентабельности и затраты в связи с размещением отходов. В период действия утвержденного тарифа КПКГ «Региональные инвестиции» может менять количество контрагентов, при этом новые контрагенты будут иметь ранее неизвестные кооперативу лимиты на образование отходов. Кооператив отмечает, что законодательством не предусмотрена обязанность специализированной организации, действующей на основании лицензии и оказывающей услуги по размещению отходов производства и потребления, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и их размещения.       

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом  извещенные  о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на               интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание                           не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Отзывы на апелляционную жалобу в адрес суда не поступили.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном  главой 34 АПК РФ.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев                  дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, КПКГ «Региональные инвестиции» является организацией, оказывающей услуги и выполнение работ по размещению бытовых, строительных и производственных отходов на санкционированной свалке твердых бытовых отходов (далее – ТБО) г. Рязани (192-й километр окружной дороги). Территория санкционированной свалки ТБО составляет 378233,3 кв.м., кадастровый номер 62:29:140016:6 и в соответствии с постановлением администрации г. Рязани от 18.08.2001 № 2950 передана в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному учреждению «Дирекция благоустройства города» и кредитным потребительским сообществом «Региональные инвестиции» (правопреемником которого является КПКГ «Региональные инвестиции»), последнему предоставляются права на выполнение работ по захоронению отходов и проведение реконструкции свалки с целью продления ее службы.

Указанная деятельность КПКГ «Региональные инвестиции» осуществляется на основании лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности от 27.07.2012 серия 062 № 00074 (т.2, л.д. 60).

В течение 1-4 кварталов 2011г., 1, 2 кварталов 2012г. - период, за который взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду, кооператив осуществлял свою хозяйственную деятельность на основании лицензии от 17.10.2008 №ОТ-03-003286 (т.2, л.д. 57).

В договоре от 01.03.2011 № 548/1 на размещение отходов, заключенном между КПКГ «Региональные инвестиции» и ЗАО «Ноев Ковчег», стороны пришли к соглашению о том, что КПКГ «Региональные инвестиции» берет на себя обязательство принимать и размещать отходы ЗАО «Ноев Ковчег», а ЗАО «Ноев Ковчег» обязуется оплатить работу КПКГ «Региональные инвестиции» (т.1, л.д. 88-91).

Считая, что КПКГ «Региональные инвестиции» является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов, Росприроднадзором 13.08.2013 было направлено письмо                           № АГ-2601/02-01-16 с предложением погасить задолженность в размере                            314 397 руб. 91 коп. по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления (сумма уменьшилась за истечением срока давности) (т.1, л.д. 85-86).

Кооперативом оплата не произведена, в связи с чем Управление обратилось в суд с настоящим заявлением о возмещении вреда окружающей среде.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел                 к выводу о доказанности причинения кооперативом негативного воздействия окружающей среде и размера требований.

Апелляционный суд при рассмотрении спора исходит из следующего.

В соответствии  со статьей 5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе, предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору                           в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

В соответствии со статьей 1 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие                  на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно статьям 77 и 78 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Причиненный окружающей среде вред подлежит возмещению, он определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

К видам воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления (пункт 2 статьи 16 Закона                № 7-ФЗ).

         На основании статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ                «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Объектами размещения отходов в силу пункта 4.4 приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации 26.01.1993, являются полигоны захоронения ТБО, на которых в установленном порядке могут быть захоронены некоторые виды твердых инертных промышленных отходов, в том числе 4 класса опасности; полигоны общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов; полигоны, принадлежащие отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных или нетоксичных промышленных отходов; отвалы, шламохранилища для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов; свалки (санкционированные, несанкционированные).

В статье 12 Закона № 89-ФЗ установлено, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно статье 23 Закона № 89-ФЗ плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов и другое.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 утверждены формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 № 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; отчетным периодом признается календарный квартал.

Из названных нормативных правовых актов следует, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ.

Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду с тем, чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на его восстановление.

Следовательно, невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу статей 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит в бюджеты разных уровней, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности кооператива.

Как следует из устава кооператива, основным видом его деятельности является деятельность по обращению с отходами производства и потребления, удаление и обработка сточных вод, отходов, обработка металлических отходов и лома, обработка неметаллических отходов

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2014 по делу n А76-7050/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также