Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2007 по делу n А76-3771/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияА76-3771/2007 ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-8184/2007 № 18АП-8187/2007 г. Челябинск 17 декабря 2007 г. Дело № А76-3771/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2007 г. Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2007 г. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Соколовой Т.В., Хасановой М.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Денисовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Унитарного муниципального предприятия «Комхоз», Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.10.2007 по делу № А76-3771/2007 (судья Валиев В.Р.), при участии от истца представитель не явился, от Министерства финансов РФ представитель не явился, от Министерства финансов Челябинской области Сухарева О.А. (удостоверение № 1951 от 26.04.2005, доверенность №12/05 от 09.01.2007), от УСЗН Верхнеуральского муниципального района, Министерства социальных отношений Челябинской области представитель не явился, У С Т А Н О В И Л: Унитарное муниципальное предприятие «Комхоз» (далее по тексту УМП «Комхоз», истец) обратился в Арбитражный суд Челябинской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (далее по тексту Минфин РФ, первый ответчик), Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области (далее по тексту Минфин Челябинской области, второй ответчик) с иском (с учетом уточнения заявленных исковых требований) о взыскании суммы убытков в виде материального ущерба, связанного с предоставлением тепловой энергии педагогам, работающим и проживающим в сельской местности, в сумме 8645,09 рублей с первого ответчика и 51613,09 руб. со второго ответчика. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.10.2007 исковые требования истца удовлетворены частично. С Министерства финансов РФ в пользу истца взысканы убытки, связанные с предоставлением в 2004 году проживающим в сельской местности педагогам тепловой энергии в сумме 6 225 рублей. В удовлетворении остальной части требований истцу отказано. Мотивируя вынесенное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по иску является Министерство финансов РФ, в силу чего в удовлетворении требований к Министерству финансов Челябинской области следует отказать как предъявленным к ненадлежащему ответчику. В отношении требований о возмещении суммы убытков, связанных с предоставлением тепловой энергии, проживающим в сельской местности педагогам в 2003 году, судом применен срок исковой давности на основании соответствующего заявления стороны спора. Кроме того, суд пришел к выводу об отсутствии оснований взыскания с ответчика понесенных истцом расходов по оплате государственной пошлины и оплате услуг представителей, по рассмотренным судами общей юрисдикции спорам между истцом и педагогами о взыскании коммунальных платежей. Не согласившись с принятым решением, УМП «Комхоз» обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, исковые требования о взыскании с Министерства финансов Челябинской области убытков в сумме 51 613,09 рублей, а так же взыскании с Министерства финансов РФ убытков в виде расходов по оплате государственной пошлины в сумме 849,09 рублей удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что причиной возникновения убытков в сумме 51 613,09 рублей явилось издание Правительством Челябинской области Постановления № 194П от 30.12.2004 г., установившего ограничения в предоставлении предусмотренных абз. 3 ст. 55 ФЗ «Об образовании» льгот проживающим в сельской местности педагогам, в силу которого льготы по оплате теплоэнергии распространялись только на педагога, в пределах социальной нормы предоставленного ему жилья. В связи с признанием вышеуказанной нормы Постановления № 194П противоречащей закону и недействующей с момента её принятия истцом понесены расходы по оплате государственной пошлины и услуг представителей в судах общей юрисдикции, являющиеся согласно ст. 15 ГК РФ убытками, отказ в возмещении которых является необоснованным. Кроме того, по мнению истца, вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в силу чего истец как кредитор вправе требовать исполнения обязательств с любого из должников. Министерство финансов РФ, не согласившись с принятым решением, обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы ее податель сослался на отсутствие условий применения деликтной ответственности, включающих наличие и размер вреда, а так же причинную связь между действиями ответчика и наступлением вреда, указывая, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 № 377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетом Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты на предоставление льгот. Министерство финансов РФ в полном объеме исполнило свои полномочия, перечислив бюджету Челябинской области, предусмотренные в федеральном бюджете на 2003-2004 г. субвенции на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, тем самым оснований для ответственности по иску Российской Федерации не имеется. Кроме того, указал, что в соответствии с ФЗ от 22.08.2004 № 122 ФЗ предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, отнесено к полномочиям субъектов РФ, в силу чего финансирование указанных расходов в 2005 г. из федерального бюджета не производится и не является расходными обязательствами бюджета Российской Федерации. Так же считает необоснованным взыскание с него государственной пошлины. В судебном заседании представители подателей апелляционных жалоб участия не принимали. Представитель ответчика Министерства финансов Челябинской области в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы подателя не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Представители УСЗН Верхнеуральского муниципального района и Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явились, письменные отзывы не представили. Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания. Как установлено судом и подтверждено материалами дела, УМП «Комхоз» в 2003-2005 г.г. предоставляло тепловую энергию работникам образования, проживающим в сельской местности, в том числе педагогическим работникам Полоскову И.А., Полосковой М.И., Осининой А.В., Осинину Е.А., Сафоновой Н.Д., Осининой В.И. Вступившими в законную силу решениями судов общей юрисдикции указанные граждане признаны лицами, имеющими право на льготу по бесплатному отоплению. Не возмещенные расходы истца по предоставленным льготам составили: 1770 рублей за 2003 год, 6225 рублей за 2004 год и 46 543,84 рублей за 2005 год. Кроме того, истцом понесены расходы по оплате государственной пошлины и возмещению стоимости услуг представителей по рассмотренным в 2006 году судами общей юрисдикции спорам с вышеуказанными гражданами на общую сумму 5 918, 37 рублей. Полагая, что ответственность за вред, причиненный не возмещением расходов по предоставлению льгот проживающим в сельской местности педагогическим работникам за 2003-2004 г. а так же судебным расходам несет Министерство финансов РФ, а за 2005 год Министерство финансов Челябинской области истец обратился в арбитражный суд с данным иском. Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене в силу следующего. Пункт 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" устанавливает, что пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете. Федеральными законами от 24.12.2002 «О федеральном бюджете на 2003 год» и от 23.12.2003 «О федеральном бюджете на 2004 год» предусматривались субсидии на компенсацию расходов по предоставлению таких льгот. Челябинской области на указанные цели было выделено в 2003 г. 38 673,90 тыс. рублей, в 2004 г. 23 150,80 тыс. рублей. Согласно письму Министерства финансов РФ от 07.11.2004 (л.д. 127) предусмотренные названными федеральными законами на 2003 г. и 2004 г. средства в сумме 1691,8 млн. рублей ежегодно составляют 41% от утвержденных в консолидированных бюджетах или 35 % от отчета за 2003 год. В соответствии с положениями ст. 71 Конституции РФ, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", а также ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти предусматривается исключительно из федерального бюджета, в силу чего на субъект Российской Федерации ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть наложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов. В связи с изложенным, довод Министерства финансов РФ об отсутствии оснований привлечения Российской Федерации к ответственности в силу полного исполнения Министерством обязательств по перечислению бюджету Челябинской области в 2003-2004 г. субвенций несостоятелен. Так же несостоятелен довод указанного ответчика об отсутствии условий привлечения его к ответственности в связи с недоказанностью размера вреда, противоправности действий ответчика и отсутствия причинной связи между этими факторами. Размер убытков подтвержден вступившими в законную силу решениями судов общей юрисдикции, неисполнение Российской Федерацией обязанности по выделению средств из федерального бюджета бюджету субъекта РФ является противоправным бездействием ответчика и находится в причинной связи с наступившими для истца последствиями по не возмещению произведенных расходов. При указанных обстоятельствах вывод суда об удовлетворении требований истца в части взыскания убытков (не возмещенные расходы по предоставлению теплоэнергии проживающим в сельской местности педагогам) за 2004 год за счет казны Российской Федерации является правильным. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, согласно которому соответствующие убытки истца за 2005 год так же подлежат взысканию за счет средств казны Российской Федерации, в силу чего в удовлетворении требований о взыскании данных убытков с Министерства финансов Челябинской области за счет средств областного бюджета истцу правомерно отказано. Довод Министерства финансов РФ об отнесении Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 ФЗ вопросов предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, к полномочиям субъектов РФ в силу чего обязанность компенсации хозяйствующим субъектам произведенных затрат за счет средств федерального бюджета отсутствует несостоятельны. Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном ранее указанными нормами законодательства. Доводы истца о причинении ему убытков по вине Правительства Челябинской области, в связи с принятием последним нормативного акта (Постановления № 194П от 30.12.2004 г.), впоследствии признанного незаконным (в части норм, ограничивающих предоставление предусмотренных абз. 3 ст. 55 ФЗ «Об образовании» льгот проживающим в сельской местности педагогам) несостоятельны. Указанным нормативным актом на истца не были незаконно наложены какие-либо обязанности, как и не были созданы препятствия к осуществлению его прав на получение компенсации расходов, связанных с предоставлением теплоэнергии проживающим в сельской местности педагогам за счет средств федерального бюджета, в силу чего предусмотренные ст. ст. 16, 1069 ГК РФ основания для привлечения Челябинской области к ответственности отсутствуют. Отказ в удовлетворении требований о взыскании с ответчиков понесенных истцом расходов по оплате государственной пошлины и услуг представителей, по рассмотренным судами общей юрисдикции спорам следует признать правильным, поскольку законом обязанность возмещения хозяйствующим субъектам Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2007 по делу n А07-4965/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|