Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2014 по делу n А76-18962/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-12108/2014

 

г. Челябинск

 

17 ноября 2014 года

Дело № А76-18962/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Толкунова В.М.,

судей Баканова В.В., Малышева М.Б.,  

при ведении протокола секретарем судебного заседания                   Максимовым Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Челябинский электромеханический завод» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.09.2014 по делу № А76-18962/2014 (судья Позднякова Е.А.).

В заседании приняли участие представители:

открытого акционерного общества «Челябинский электромеханический завод» - Животок М.А. (доверенность от 01.01.2014);

Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району                  г. Челябинска - Коновалова Т.В. (доверенность от 09.01.2014 № 05-10/000004).

Открытое акционерное общество «Челябинский электромеханический завод» (далее - заявитель, ОАО «ЧЭМЗ», общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району                  г. Челябинска (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган)                  о признании недействительным решения от 07.03.2014 № 56/10 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» (с учетом решения инспекции от 02.06.2014 № 10-19/6686               о внесении изменений в связи с исправлением арифметических (технических) ошибок).

         Решением суда от 16.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением суда, заявитель обратился                        в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой  просит отменить обжалуемый судебный акт с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.

По мнению заявителя, начисление налоговым органом земельного налога за 2012г., исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области», опубликованным 29.09.2011  (далее - Постановление               № 284-П), неправомерно, поскольку имеется вступившее в силу решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.08.2013 по делу                            № А76-7729/2013, которым кадастровая стоимость спорных земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0502015:6, 74:36:0502015:28 признана равной рыночной по состоянию на 01.01.2010.

Как указывает заявитель, вывод суда о невозможности распространения новой кадастровой стоимости, установленной судом, на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере ошибочен. Заявитель полагает, что суд при рассмотрении дела и установлении существенного расхождения между двумя налоговыми базами, должен был истолковать пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в пользу налогоплательщика и применить к спорным налоговым правоотношениям 2012г.  новую кадастровую стоимость.

Общество считает, что ни земельное, ни налоговое законодательство                не содержит прямого запрета на ретроспективное применение новой кадастровой стоимости, установленной по решению суда.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело  в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва                    на нее, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации общества по земельному налогу за 2012г., представленной 14.10.2013, в ходе которой было установлено занижение налоговой базы по причине занижения использованной кадастровой стоимости земельного участка, о чем составлен акт от 21.01.2014 № 52/10                   (т.1, л.д. 22-24).

По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика, в присутствии его представителя, инспекцией  вынесено решение от 07.03.2014 № 56/10, которым ОАО «ЧЭМЗ» предложено уплатить или зачесть в счет переплаты земельный налог за 2012г. в размере                         1 022 366 руб. (т.1, л.д. 28-30).

Основанием для указанного послужили выводы налогового органа               о том, что заявителем при исчислении земельного налога за 2012г. в отношении:

- земельного участка с кадастровым номером 74:3660502015:6 неправомерно применялась кадастровая стоимость в размере 77 033 948 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером 74:36:0502015:28 неправомерно применялась кадастровая стоимость в размере 8 927 972 руб.

         19.05.2014 в инспекцию из Управления Росреестра по Челябинской области поступило письмо от 16.05.2014 № 13898, согласно которому земельным участкам с кадастровыми номерами 74:36:0502015:6 и 74:36:0502015:28 присвоен вид разрешенного использования 9 группы - «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально - технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

В связи с указанным инспекцией 02.06.2014 в пользу заявителя принято решение № 10-19/6686 о внесении изменений в связи с исправлением арифметических (технических) ошибок, согласно которому в резолютивную часть решения от 07.03.2014 внесены изменения в части уменьшения начисленной суммы земельного налога до 586 356 руб. (расчет налога произведен инспекцией с применением ставки налога - 1,2 %) (т.1, л.д. 34-37).

По мнению налогового органа, для исчисления земельного налога                        за 2012г. должна применяться кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0502015:6 в размере 139 356 602 руб. 40 коп., с кадастровым номером 74:36:0502015:28 в размере 14 764 089 руб., то есть,                 по кадастровой стоимости, установленной Постановлением № 284-П.

Не согласившись с решением инспекции по существу вменяемых налоговых претензий,  налогоплательщик обжаловал его в  административном порядке в вышестоящий налоговый орган.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 16.06.2014 № 16-07/001858@ решение инспекции оставлено без изменения и утверждено (т.1, л.д. 38-41).

Воспользовавшись правом на судебную защиту, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2012г. в отношении спорных земельных участков подлежала применению кадастровая стоимость земельных участков, указанная инспекцией.

Апелляционный суд при рассмотрении спора исходит                                             из следующего.

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

         Исходя  из  пункта  1  статьи  390  НК РФ,  налоговая  база  по  земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389                  НК РФ.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии                       с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390  НК РФ).

         Частью 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316).

         На основании статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в том числе для целей налогообложения.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 НК РФ).

         В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

Из материалов дела следует, что кадастровые стоимости земельных участков, определенные по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области, применяемые для целей налогообложения земельным налогом с 01.01.2012, утверждены Постановлением № 284-П.

Инспекцией при расчете земельного налога за 2012г. в качестве объекта налогообложения учтены земельные участки с кадастровыми номерами: 74:36:0502015:6, принадлежащий заявителю на праве собственности                               с 10.09.2008; 74:36:0502015:28, принадлежащий заявителю на праве собственности с 30.03.2011.

При этом расчет налога за указанный период произведен инспекцией исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2012 по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0502015:6 в размере                                      139 356 602 руб. 40 коп.; с кадастровым номером 74:36:0502015:28 в размере 14 764 089 руб., сведения о которых получены налоговым органом из территориального Управления Росреестра по Челябинской области по защищенным каналам связи. Такая же кадастровая стоимость указанных земельных участков утверждена Постановлением № 284-П, с чем заявитель                   не спорит.

Информация о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в части сведений о новой кадастровой стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2012 в инспекцию не поступала.

Таким образом, выводы суда о верном исчислении налоговым органом земельного налога за 2012г. в отношении земельных участков являются правильными, основания для перерасчета суммы земельного налога у заявителя  отсутствуют.

В суде первой инстанции и в апелляционной жалобе общество приводит довод, что при исчислении земельного налога за 2012г. должна применяться кадастровая стоимость, установленная решением арбитражного суда в качестве рыночной.

Однако заявитель не учитывает следующее.

Из материалов дела видно, что решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.08.2013 по делу № А76-7729/2013, вступившим в законную силу 27.09.2013, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0502015:6 по состоянию на 01.01.2010 установлена в размере 77 034 948 руб.; 74:36:0502015:28 по состоянию на 01.01.2010 установлена в размере 8 927 972 руб. (т.1, л.д. 13-21).

Следует особо отметить, что спорным налоговым периодом является 2012г., а решение суда вынесено и вступило в законную силу в 2013г., установленная судом кадастровая стоимость внесена в  государственный кадастр недвижимости 26.08.2013.

Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ при определении рыночной стоимости земельного участка допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости.

При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости земельного участка, а является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка, определенная решением суда, как равная рыночной стоимости, не может распространяться              на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере.

Само по себе такое регулирование не означает, что государственная кадастровая оценка земель лишена экономических оснований и не связана                     с рыночной стоимостью земельных участков. Как следует из Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)» (утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508),                     под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, - рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2014 по делу n А07-9327/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также