Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2014 по делу n А76-14535/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-11799/2014

 

г. Челябинск

 

17 ноября 2014 года

Дело № А76-14535/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Толкунова В.М.,

судей Баканова В.В., Малышева М.Б.,  

при ведении протокола секретарем судебного заседания                   Максимовым Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 7 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.08.2014 по делу № А76-14535/2014 (судья Трапезникова Н.Г.).

В заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Завод крупнопанельного домостроения» - Селиверстов В.В. (доверенность от 10.01.2014).

Общество с ограниченной ответственностью «Завод крупнопанельного домостроения» (далее - заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал № 7 (далее - заинтересованное лицо, фонд, ФСС) о признании частично недействительными решений                         от 08.05.2014: № 34/108 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части начисления страховых взносов в размере 28 798 руб. 42 коп., соответствующих пени, штрафа в размере                           5 759 руб. 68 коп., № 38/108 «О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в размере                            63 035 руб. 99 коп., № 39/108 «О привлечении страхователя к ответственности              за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в части начисления страховых взносов в размере                                   14 895 руб. 74 коп., соответствующих пени и штрафа в размере                                  2 979 руб. 15 коп.

         Решением суда от 25.08.2014 заявленные требования удовлетворены. В части признания недействительным решения фонда № 39/108 в части начисления страховых взносов в сумме 0,20 руб. производство по делу прекращено.

Не согласившись с принятым решением суда, фонд обратился                         в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной  жалобой,  в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По   мнению   фонда,    спорные    выплаты       облагаются      страховыми

взносами в общеустановленном порядке как начисления, произведенные                      в пользу работников в рамках трудовых отношений, они не относятся к видам государственных пособий и исчерпывающему перечню необлагаемых выплат, источник финансирования выплат значения не имеет, данные расходы осуществляются за счет средств страхователя.

         Фонд также указывает, что, несмотря на продолжительность смены               в 11 часов, оплата работникам дополнительного времени  для осуществления ухода за ребенком-инвалидом в любом случае должна осуществляться                         из расчета не более 32 часов отдыха в месяц (дополнительные  4 дня отдыха                   в месяц, исходя из установленной законодательством нормальной продолжительности рабочего дня - 8 часов).

Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание  не обеспечил, просил рассмотреть дело в отсутствие своих представителей. С учетом мнения представителя общества, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованного лица.

Представитель общества в  судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Заявитель полагает, что спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами, поскольку обусловлены соответствующими обязанностями работодателя по предоставлению работникам рассматриваемых дней отдыха, не связаны с выполнением работниками трудовой деятельности, носят характер государственной поддержки, имеют социальный характер. Кроме того, заявитель считает ошибочными доводы фонда о нарушении страхователем порядка расчета данных выплат.    

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном  главой 34 АПК РФ.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело  в порядке статей 268, 271 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя общества, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, о чем составлен акты от 08.04.2014 №108 осс (доходы) от 08.04.2014 № 108 оос (расходы)                                 (т.2, л.д. 72-78, т.1, л.д.39-43), а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, о чем составлен акт от 08.04.2014 №108 н/с (т.2, л.д. 4-9).

По результатам рассмотрения материалов проверки с участием представителя общества ФСС вынесено решение от 08.05.2014 № 38/108 о непринятии к зачету расходов в размере  63 857 руб. 41 коп., в том числе              63 035 руб. 99 коп. - переплата по расходам, произведенным на оплату работникам дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами (т.2, л.д. 117-119).

Также ФСС вынесено решение от 08.05.2014 № 34/108 о привлечении к ответственности за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы в виде штрафа в размере 5 764 руб. 45 коп.; страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 28 822 руб. 24 коп., пени в размере 268 руб. 75 коп. (т.1, л.д. 89-91).

Кроме того, принято решение от 08.05.2014 № 39/108 о привлечении страхователя к ответственности за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы в виде штрафа в размере                                      2 981 руб. 61 коп.; страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 14 908 руб. 06 коп. и пени в размере 12 334 руб. 70 коп.                (т.2, л.д. 55-57).

Основанием для привлечения к ответственности, начисления страховых взносов и пени в оспариваемой части послужили выводы фонда о неправомерном невключении заявителем в облагаемую базу выплат, произведенных своим работникам в сумме среднего заработка, выплачиваемого за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за                       детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Кроме того, фонд посчитал нарушенным порядок расчета спорных выплат.

Не согласившись с решениями фонда, воспользовавшись правом на судебную защиту, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ                    «Об основах обязательного социального страхования»  (далее - Закон                           № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 6 Закона № 165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Закона № 165-ФЗ отношения              по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования                          с момента заключения с работником трудового договора.

В силу статьи 11 Закона № 165-ФЗ страховщики имеют право                            не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

В силу подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона                     от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон  № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона от 24.07.1998                        № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ)  объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 указанного Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для указанных плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам              о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона                                № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.

Как установлено в ходе выездной проверки, страхователем произведены выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные работникам для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ.

Фонд полагает, что спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общем порядке, поскольку оплата дополнительных выходных дней производится в рамках трудовых отношений и зависимости от источника финансирования такой выплаты не имеется.   

Однако фонд не учитывает следующее. 

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государство тем самым принимает на себя обязательства по созданию для соответствующих категорий граждан надлежащих условий жизнеобеспечения, в том числе путем предоставления для этого необходимых денежных средств.

В силу статьи 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю)  для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

При этом указание статьи 262 ТК РФ об оплате рассматриваемого выходного дня устанавливает размер выплаты, а не сохранение среднего заработка.  

В соответствии с разъяснениями  «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами», утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2014 по делу n А34-5511/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также