Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2014 по делу n А76-13964/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-10280/2014

г. Челябинск

 

14 ноября 2014 года

Дело № А76-13964/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимохина О.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Азия» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11 августа 2014 года по делу №А76-13964/2014 (судья Худякова В.В.), принятое в порядке упрощенного производства.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе города Челябинска (далее - заявитель, пенсионный фонд, ПФ, фонд управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Азия» (далее - заинтересованное лицо, ООО «ТД «Азия», общество, страхователь) о взыскании суммы финансовых санкций за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за первый квартал 2013 года в размере 3 972 руб. 10 коп.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.

Решением суда от 11 августа 2014 года заявленные требования удовлетворены - с общества в пользу фонда взыскана сумма финансовых санкций в размере 3972 руб. 10 коп., также с общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 2 000 руб.

Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

ООО «ТД «Азия» указало, что у него не было возможности своевременно сдать сведения, необходимые для персонифицированного учета, поскольку утвержденный определением Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-44805/2009 06.03.2013 конкурсный управляющий Чернышев Алексей Евгеньевич (далее - КУ Чернышев, Чернышев А.Е.), определением суда от 29.05.2013 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего в связи со смертью (трагически погиб 09.04.2013), назначен новый конкурсный управляющий Шапошникова Елена Ивановна (далее - КУ Шапошникова, Шапошникова Е.И.).

Таким образом, передача документов от КУ Чернышева Шапошниковой Е.И. не производилась. Конкурсный управляющий, как руководитель ООО «ТД «Азия», не обладал соответствующими сведениями, и поэтому не имел возможности своевременно представить отчетность, предусмотренную Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ).

В настоящее время в отношении общества введена процедура банкротства, конкурсное производство и наложение на ООО «ТД «Азия» финансовых санкций может повлечь уменьшение конкурсной массы и как следствие нарушение прав кредиторов.

Поэтому, по мнению заинтересованного лица, его вины в нарушении действующего законодательства в сфере индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, не имеется.

Фондом отзыв на жалобу не представлен.

В судебном заседании 07.11.2014 объявлен перерыв до 14.11.2014; информация размещена на официальном Интернет-сайте суда.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание не явились.

В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ООО «ТД «Азия» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027402915231, является страхователем (т. 1, л.д. 20-29, 30-36).

Установлено, что общество направило сведения индивидуального персонифицированного учета за первый квартал 2013 года - 15.08.2013, с ошибками, о чем составлен акт от 29.08.2013 № 216 (т. 1, л.д. 9-10).

В решении от 02.10.2013 № 170 отражены следующие обстоятельства: «Страхователем не были своевременно представлены в территориальный орган Пенсионного фонда сведения индивидуального (персонифицированного) учета за первый квартал 2013 года). Сведения индивидуального (персонифицированного) учета за первый квартал 2013 года представлены после установленного срока (15 мая 2013 года), а именно «15» августа 2013 года по почте, дата соответствует штампу на почтовом конверте, отчет окончательно принят 22.08.2013, что подтверждается Протоколом приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 22.08.2013 №5/76872 и Актом камеральной проверки сведений персонифицированного учета № 53490/2 от 22.08.2013» (т. 1, л.д. 14).

В связи с тем, что сведения представлены несвоевременно, фонд в свом решении полагал подлежащим привлечение общества в силу ст. 17 Закона №27-ФЗ к ответственности в виде взыскания финансовой санкции 3 972 руб. 10 коп., что составляет 10% от суммы страховых взносов.

19 ноября 2013 года направлено требование № 154 с указанием ООО «ТД «Азия» оплатить сумму финансовых санкций в размере 3 972 руб. 10 коп. в срок до 10.12.2013 (т. 1, л.д. 17).

В связи с тем, что в добровольном порядке обществом задолженность не погашена, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд, привлекая общество к указанной ответственности в виде взыскания финансовой санкции 3 972 руб. 10 коп., что составляет 10% от суммы страховых взносов, пришел к выводу о том, что требования о взыскании с ООО «ТД «Азия» суммы финансовых санкций пенсионным фондом документально подтверждены, обществом не опровергнуты, доказательств уважительности причин не представления сведений в установленный срок в материалы дела не представлено.

Суд первой инстанции отклонил довод общества о том, что налоговая, бухгалтерская и иная отчетность формировалась конкурсным управляющим по мере поступления документов от ранее исполняющего обязанности конкурсного управляющего, в связи с чем, последний не имел возможности своевременно сдать сведения, необходимые для персонифицированного учета, поскольку к ответственности привлекается юридическое лицо, к обязанностям которого относится предоставление указанных сведений.

Оценив в порядке ст. 71, 198, 200, 201 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

ООО «ТД «Азия» в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»  (далее - Закон №167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 11, ст. 15 Закона №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Сведения о каждом работающем у страхователя застрахованном лице предоставляются ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

В силу ст. 1 Закона №27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

Поэтому сведения за 1 квартал 2013 года общество должно было представить не позднее 15.05.2013, однако фактически представило их в фонд только 15.08.2013.

В соответствии с абзацем третьим ст. 17 Закона №27-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату совершения нарушения) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

По мнению суда, материалами дела не установлено обстоятельств, исключающих ответственность и виновность заинтересованного лица.

Пунктом 4 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» абзац третий ст. 17 Закона №27-ФЗ изложен в новой редакции, согласно которой с 01.01.2014 ответственность за совершение перечисленных правонарушений законодателем снижена с 10 процентов от суммы страховых взносов до 5 процентов.

В соответствии с общим принципом, предусмотренным ст. 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Следовательно, закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого решение о наложении штрафа не исполнено.

Статья 54 Конституции Российской Федерации имеет прямое действие. Ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.

Согласно п. 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 №4-П, императивное по своему характеру правило ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.

Следовательно, государство, обязанное в силу ст. 2 Конституции Российской Федерации признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечивать на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц.

Указанные изменения отвечают признакам закона, смягчающего ответственность, следовательно, в настоящем случае взыскание судом суммы штрафа в размере 10% от суммы страховых взносов не может быть произведено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент рассмотрения судом настоящего дела ответственность смягчена, суд был вправе удовлетворить заявление пенсионного фонда только в соответствующей части суммы финансовой санкции.

Неприменение судом первой инстанции указанных норм материального права, подлежащих применению, привело к принятию неправильного решения.

Также апелляционный суд отмечает следующее.

По смыслу нормы ст. 17 Закона №27-ФЗ сумму штрафа следует исчислять не от причитающихся за отчетный год платежей в пенсионный фонд за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены.

Указанный подход отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности. В ином случае, когда производится расчет штрафа исходя из общей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователем, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном Законом № 212-ФЗ.

На основании подп. 1 п. 1 ст. 33 Закона № 212-ФЗ названные органы проводят, в частности, камеральные проверки плательщиков страховых взносов.

Согласно ст. 34, 39 Закона № 212-ФЗ определен порядок проведения органами контроля за уплатой страховых взносов - территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации камеральных проверок плательщиков страховых взносов, а также порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.

В соответствии с п. 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (далее - Инструкция), в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда.

При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные (п. 41 Инструкции).

Следовательно, в случае выявления расхождения между представленными страхователем индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки ПФ направляет страхователю уведомление об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее семи дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.

При этом, органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2014 по делу n А07-8981/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также