Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 по делу n А07-7362/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-10776/2014 г. Челябинск
16 октября 2014 года Дело № А07-7362/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2014 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Логиновских Л.Л., судей Деевой Г.А., Фотиной О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Вороновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Предприятие промышленного железнодорожного транспорта» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.07.2014 по делу № А07-7362/2014 (судья Кузнецов Д.П.). В заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью «Газпромтранс» - Обыйвовк В.А. (доверенность № 413/13 от 01.01.2013); общества с ограниченной ответственностью «Предприятие промышленного железнодорожного транспорта» - Губарев П.Ю. (доверенность № 287 от 28.08.2013). Общество с ограниченной ответственностью «Газпромтранс» (ОГРН 1020028000871) (далее – ООО «Газпромтранс», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью «Предприятие промышленного железнодорожного транспорта» (ОГРН 1100266000240) (далее – ООО «Предприятие промышленного железнодорожного транспорта», ответчик) с исковым заявлением о взыскании 11 508 552 руб. 48 коп. штрафа за нарушение срока оборота вагонов под выгрузкой, у грузополучателя, за обнаружение в порожних вагонах остатков перевозимого груза (т. 1, л.д. 23-28). До принятия решения по существу спора истцом было заявлено и судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об уменьшении исковых требований до 8 720 874 руб. 48 коп. (т. 11, л.д. 1-2). Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.07.2014 исковые требования ООО «Газпромтранс» удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины – 66 604 руб. 37 коп. (т. 11, л.д. 55-69). В апелляционной жалобе ООО «Предприятие промышленного железнодорожного транспорта» просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований (т. 11, л.д. 73-77). В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО «Предприятие промышленного железнодорожного транспорта» сослалось на то, что не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела. Данные Главного вычислительного центра - филиала ОАО "РЖД" (далее также - ГВЦ) не содержат сведений, необходимых для установления момента возникновения обязательства у грузополучателя по приему вагонов. Согласно пункту 34 Устава железнодорожного транспорта до получения грузополучателем уведомления о прибытии вагонов обязательство по их приемке не возникло. Взыскание штрафа за простой вагонов на путях общего пользования не может быть включен в расчет штрафа и не подлежит оплате. Суд необоснованно отклонил довод о том, что к отношениям сторон подлежат применению нормы о перевозке. До начала судебного заседания ООО «Газпромтранс» представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило судебный акт оставить без изменения. В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее. Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 24.12.2012 между ООО «Газпромтранс» (экспедитор) и ООО «Предприятие промышленного железнодорожного транспорта» (клиент) заключен договор № 1200232/697 транспортной экспедиции на вывоз грузов (т. 1, л.д. 33-44), по условиям которого экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить (организовать выполнение) услуги, связанные с доставкой железнодорожным транспортом общего пользования грузов светлых, темных (в том числе вязких) нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов, серы газовой твердой и иных грузов по согласованию сторон со станций Российских железных дорог (далее – перевозчик) «Аллагуват», «Салават», примыкающих к ОАО «Газпром нефтехим Салават», в собственном или привлеченном подвижном составе на станции Российских железных дорог и на экспорт (страны СНГ и третьи страны). Выполнение транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой конкретного груза осуществляется экспедитором на основании отдельных приложений (по форме приложения № 2) к договору, оформляемых в соответствии с поручением (заявкой) клиента на оказание услуг (по форме приложения № 1) (п. 1.1 договора). Согласно п. 2.3.8 договора (в редакции дополнительного соглашения № 13/23 от 01.04.2013 – т. 1, л.д. 49-52) неоплачиваемое время, предоставляемое экспедитором клиенту либо указанному клиентом грузополучателю и/или иному лицу (в совокупности) для осуществления грузовых операций на станциях назначения (срок оборота вагонов у грузополучателя), регламентируется в «Таблице расстояний и норм курсирования по территориям транзитных и сопредельных государств» (приложение № 7 к договору). В соответствии с п. 2 приложения № 7 время, предоставляемое экспедитором клиенту либо указанному клиентом грузополучателю и/или иному лицу (в совокупности) для осуществления грузовых операций с вагонами (срок оборота вагонов у грузополучателя) и учтенное в стоимости услуг экспедитора, при отправлении вагонов с грузом в российские порты и/или станции назначения Российской Федерации составляет 2 суток, исчисляемых со дня прибытия вагонов с грузом на станцию назначения, определяемого на основании данных ГВЦ ОАО «РЖД» в электронном формате, до дня отправления порожних вагонов, определяемого по данным Главного вычислительного центра (ГВЦ) ОАО «РЖД» в электронном формате (неполные сутки в расчет не принимаются). Главный вычислительный центр ОАО «РЖД» на основании договора № 3580/400236 от 01.04.2004 (т. 7, л.д. 56-58) (приложение № 3) предоставляет ООО «Газпромтранс» информацию из собственной базы данных. По условиям п. 2.3.9 договора клиент обязан организовать возврат порожних вагонов по полным перевозочным документам на станцию отправления вагона с грузом. Данная обязанность считается исполненной с момента выдачи клиенту или его уполномоченному лицу квитанции о приеме груза к перевозке, при условии соответствия данных в железнодорожных накладных данным, указанным в инструкции экспедитора. Пунктом 4.1.5 договора (в редакции дополнительного соглашения № 13/23 от 01.04.2013) предусмотрено, что в случае превышения времени, установленного п. 2.3.8 договора, клиент уплачивает штраф за нарушение срока оборота вагонов у грузополучателя в размере: - 1 800 руб. за каждый вагон в сутки, при осуществлении операций с вагонами для перевозки сжиженного углеводородного газа; - 1550 руб. за каждый вагон в сутки, при осуществлении операций с вагонами для перевозки нефтепродуктов. Истцом в адрес ответчика были направлены претензии № 11/09-03-082013/9214 от 25.10.2013, № 11/09-03-082013/9419 от 06.11.2013, № 11/09-03-092013/9635 от 06.11.2013 на общую сумму 516 150 руб. (т. 6, л.д. 106-107, 111-112, 119-120) в связи с нарушением последним обязанностей по соблюдению сроков оборота вагонов-цистерн в период с июля по август 2013 года на станциях назначения ответчика (в соответствии с данными ГВЦ ОАО «РЖД» установлена сверхнормативная задержка 333 суток при возврате 37 вагонов). Кроме того, 24.12.2012 между ООО «Газпромтранс» (экспедитор) и ООО «Предприятие промышленного железнодорожного транспорта» (клиент) заключен договор № 1200231/698 с протоколом разногласий (т. 1, л.д. 62-69), по условиям которого экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой железнодорожным транспортом общего пользования грузов (светлых, темных (в том числе вязких) нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов и иных грузов по согласованию сторон) со станций Российских железных дорог (далее – перевозчик) в адрес клиента в собственном или привлеченном подвижном составе. Выполнение транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой конкретного груза осуществляется экспедитором на основании отдельных приложений к договору (по форме приложения № 2), оформляемых в соответствии с поручением (заявкой) клиента на оказание услуг (по форме приложения № 1). Экспедитор выполняет функции грузоотправителя по груженым вагонам (п. 1.1 договора). В соответствии с п. 2.3.4 договора клиент обязан обеспечить выгрузку груза без очистки вагона внутри, при этом остаток груза в вагоне, а в случае перевозки сжиженных газов остаточное давление в вагоне после слива должны соответствовать нормам, установленным действующими правилами перевозок грузов. Знаки опасности с вагона клиентом не удаляются, недостающие знаки опасности наносятся на вагон экспедитора или за его счет. Согласно п. 4.1.6 договора (в редакции дополнительного соглашения № 13/10 от 01.11.2013 – т. 1, л.д. 73) в случае обнаружения в порожних вагонах остаточного давления после слива с отклонением от установленных норм, а также остатков перевозимого груза, превышающих нормы, установленные действующими правилами перевозок грузов, клиент уплачивает штраф в размере 7 500 руб. за каждый вагон. В прибывших после выгрузки груза на станцию Аллагуват со станций Аксарайская, 2, Сургут (железнодорожные накладные груженых/порожних вагонов № № 50908714, 51957223, 51186716, 50428069, 50436658, 50737683, 50370303, 505017125, 51152676, 50410877, 50707777, 51213205, 50587245) истцом был обнаружен остаток ранее перевозимого груза. Истцом ответчику за обнаружение в 13 порожних вагонах остатков перевозимого груза был начислен штраф в размере 97 500 руб. и направлены претензии № 11/-022014/11 от 04.02.2014, № 11/-022014/13 от 04.02.2014 (т. 7, л.д. 40-41, 47-49). Кроме того, по условиям п. 2.3.6. договора неоплачиваемое время, предоставляемое экспедитором клиенту для осуществления грузовых операций (срок оборота вагонов у клиента), составляет 48 часов, исчисляемых с момента прибытия вагонов к клиенту до момента отправления клиентом порожних вагонов. Моментом прибытия вагона принимается время открытия памятки приемосдатчика формы ГУ-45 перевозчика, моментом отправления порожних вагонов принимается время приема перевозчиком вагонов от клиента по памятке приемосдатчика формы ГУ-45. В случае превышения времени, установленного п. 2.3.6 договора, клиент уплачивает штраф за нарушение срока оборота вагонов у грузополучателя в размере 75 руб. за каждый вагон в час при операциях с сжиженными углеводородными газами и 64 руб. 58 коп. за каждый вагон в час при операциях с нефтепродуктами (п. 4.1.4 договора). Истец указывает, что при исполнении договоров, обязанности по соблюдению сроков оборота вагонов под выгрузкой ответчиком были нарушены. Вагоны в количестве 2076 единиц находились под выгрузкой на станции Аллагуват с превышением установленного срока, что подтверждается сведениями, содержащимися в памятках приемосдатчика формы ГУ-45. В связи с этим, ответчику начислены штрафные санкции в размере 9 154 252 руб. 48 коп. и выставлены претензионные требования № 11/09-03-012014/11617 от 11.02.2014, № 11/09-03-072013/8976 от 12.02.2014, № 14/09-03-072013/8968 от 04.03.2014, № 10/09-03-072013/8970 от 20.03.2014, № 11/09-03-012014/11556 от 12.02.2014 (т. 6, л.д. 93-94, 98-99, т. 7, л.д. 130-131, т. 8, л.д. 3-4, 18-19). До вынесения решения по настоящему делу истцом с учетом отозванной претензии № 11/09-03-012014/11556 от 12.02.2014 была скорректирована в сторону уменьшения сумма штрафа до 8 107 224 руб. 48 руб. Оставление ответчиком претензий истца без удовлетворения явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском. В качестве нормативного обоснования истец указал статьи 309, 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации. Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что факт обнаружения остатков груза в порожних вагонах, а также нарушение ответчиком сроков оборота вагонов-цистерн на станции Аллагуват под выгрузкой подтверждены материалами дела. Кроме того, судом признано подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании с ответчика суммы штрафа за нарушение срока оборота вагонов у грузополучателя в размере 516 150 руб. Основания для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшения суммы неустойки отсутствуют. Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на представленных сторонами доказательствах и требованиях закона. Между сторонами сложились гражданско-правовые отношения перевозки и транспортной экспедиции. В силу пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Стороны согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений. Факт нарушения сроков оборота вагонов-цистерн на станции Аллагуват под выгрузкой подтверждается сведениями, содержащимися в памятках приемосдатчика формы ГУ-45 (т. 1, л.д. 80-150, т. 2, л.д. 1-149, т. 3, л.д. 1-150, т. 4, л.д. 1-151, т. 5, л.д. 1-150, т. 6, л.д. 1-92, т. 8, л.д. 29-150, т. 9, л.д. 1-150, т. 10, л.д. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 по делу n А07-9903/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|