Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу n А76-11718/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-11083/2014, 18АП-11547/2014

г. Челябинск

 

10 октября 2014 года

Дело № А76-11718/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,

судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максименковой К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Челябинска, Главного управления архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.08.2014 по делу № А76-11718/2014 (судья Костылев И.В.).

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Премьер Инвест» – Хрусталева Е.А. (доверенность от 16.07.2014, паспорт);

Администрации города Челябинск – Зулкарнаева Д.А. (доверенность от 11.11.2013 № 05-1399, удостоверение № 803);

Главного управления архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска – Сулейманов А.Г. (доверенность от 01.08.2014, удостоверение № 92).

Общество с ограниченной ответственностью «Премьер Инвест» (далее – ООО «Премьер Инвест», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (исх. № 137914 от 16.05.2014) в порядке, предусмотренном статьями 197-199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Челябинска (далее также – Администрация, заинтересованное лицо), в котором потребовало:

- признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка площадью 560 кв.м. в краткосрочную аренду для размещения открытой площадки для складирования материалов на время строительства объекта «Бизнес-центр с подземной парковкой по ул. Красноармейская, 112», изложенный в письме от 05.03.2014 № 011-194;

- возложить на Администрацию обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путём утверждения и выдачи заявителю схемы расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

- возложить на Администрацию обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путём принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка, расположенного по адресу: г.Челябинск, ул. Красноармейская, 112 – в аренду в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка (л.д. 3-8).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечены Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее – Комитет) и Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска (далее – Управление архитектуры; л.д. 35-36).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.08.2014 (резолютивная часть объявлена 13.08.2014) требования общества «Премьер Инвест» удовлетворены. Суд признал отказ в предоставлении земельного участка, изложенный в письме от 05.03.2014 № 011-194, недействительным. Кроме того, суд возложил на Администрацию обязанность на основании заявления Общества от 31.01.2014 № 136059 утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории (л.д. 49-52).

С апелляционными жалобами на указанный судебный акт в арбитражный суд обратились Управление архитектуры и Администрация города Челябинска.

Управление архитектуры ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в удовлетворении требований ООО «Премьер Инвест» отказать. Приводит следующие доводы. Выводы суда о том, что составление схемы размещения испрашиваемого земельного участка включает в себя нанесение с учётом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учётом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей, а также о том, что с учётом данных сведений в последующем решается вопрос о возможности или невозможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, поскольку указание в схеме данных параметров в настоящее время ничем не регламентировано.

Администрация г. Челябинска, в свою очередь, ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального права, и просит решение отменить, в удовлетворении требований Общества отказать. Приводит следующие доводы. Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, решению Челябинской городской Думы от 25.06.2013 № 43/25 безусловной обязанности по предоставлению земельного участка для размещения открытой площадки для складирования материалов у органа местного самоуправления не имеется. Обществу «Премьер Инвест» выдано разрешение на строительство бизнес-центра, в соответствии с разделом «Проект организации строительства» стройплощадка, необходимая для осуществления работ, расположена на принадлежащем застройщику участке. Данные обстоятельства наряду с обращениями жителей микрорайона, возражающими против строительства бизнес-центра, по мнению Администрации, подтверждают законность решения об отказе в предоставлении земельного участка. Понуждая заинтересованное лицо к утверждению и выдаче схемы, суд фактически разрешил вопрос о предоставлении спорного земельного участка, тогда как до принятия решения о предоставлении участка согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления ещё должен подготовить информацию о земельных участках, предоставляемых в аренду, и заблаговременно опубликовать такую информацию. Помимо прочего, податель жалобы утверждает, что испрашиваемый земельный участок находится на землях общего пользования, на месте проезда. В подтверждение данного обстоятельства заинтересованное лицо указывает на документацию по планировке территории, которая утверждена постановлением Администрации города Челябинска от 21.12.2009 № 254-п. Отмечает, что формирование земельного участка в красных линиях, на дороге общего пользования повлечет нарушение прав иных лиц.

В судебном заседании представители подателей апелляционных жалоб поддержали изложенные в жалобах доводы.

Представитель заявителя с доводами не согласился, полагая решение законным и обоснованным.

Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов настоящего дела следует, что в мае 2013 года общество «Премьер Инвест» обратилось в Администрацию с заявлением (исх. № 131495 от 27.05.2013), в котором просило предоставить ему в аренду земельный участок площадью 560 кв.м. для размещения открытой площадки для складирования материалов на время строительства объекта «Бизнес-центр и подземная парковка по ул. Красноармейская, 112» (л.д. 11).

27.06.2013 Комиссией по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска принято решение о предоставлении обществу «Премьер Инвест» земельного участка по ул. Красноармейская, 112 для размещения (установки) и эксплуатации открытой площадки для складирования строительных материалов (л.д. 12).

В письме от 11.12.2013 № 011-1081 Администрация г. Челябинска в лице заместителя главы города по экономике и финансам Руденко А.Н. сообщила директору ООО «Премьер Инвест» Смолину К.В. о том, что в связи с поступлением жалоб от жителей соответствующего микрорайона (суть обращений не указана) на заседании Комиссии от 05.12.2013 принято решение отменить ранее принятое решение (от 27.06.2013) о предоставлении земельного участка по ул. Красноармейская, 112 для размещения (установки) и эксплуатации открытой площадки для складирования строительных материалов (л.д. 12).

09.01.2014 органом местного самоуправления в лице заместителя главы Администрации по вопросам градостроительства Градобоевым Д.С. по заявлению ООО «Премьер Инвест» в порядке, предусмотренном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдано разрешение на строительство № RU74315000-1-г-2014. Согласно данному документу в границах земельного участка общей площадью 2 134 кв.м., расположенного по ул. Красноармейская, 112 / ул. Карла Маркса, 38 обществу «Премьер Инвест» разрешено строительство бизнес-центра и подземной парковки (шифр проекта 12.16.01.00.2707), общей площадью объекта капитального строительства 5697,26 кв.м. Срок действия разрешения – до 01.02.2015 (л.д. 13).

31.01.2014 общество «Премьер Инвест» обратилось в Администрацию с заявлением (исх. № 136059 от 31.01.2014), в котором, ссылаясь на разрешение от 09.01.2014 № RU74315000-1-г-2014, просило возобновить оформление распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка для размещения открытой площадки для складирования материалов на время строительства бизнес-центра и подземной парковки по ул. Красноармейская, 112 (л.д. 14).

В феврале 2014 года общество «Премьер Инвест» обратилось в Администрацию с заявлением (исх. № 136267 от 11.02.2014), в котором просило предоставить ему в аренду земельный участок площадью 560 кв.м. для размещения открытой площадки под складирование материалов на время строительства объекта «Бизнес-центр и подземная парковка по ул.Красноармейская, 112» (л.д. 15).

В письме от 05.03.2014 № 011-194 Администрация г. Челябинска в лице заместителя главы города по экономике и финансам Руденко А.Н. в ответ на заявление от 17.02.2014 № 10-10916/13-3-0 сообщила директору ООО «Премьер Инвест» Смолину К.В. следующее. По итогам рассмотрения заявления принято решение считать нецелесообразным предоставление земельного участка (по ул.Красноармейская, 112) в аренду для размещения открытой площадки для складирования строительных материалов. При вынесении решения на заседании Комиссии по вопросам размещения и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города 27.02.2014 принята во внимание информация о том, что на имя главы города Давыдова С.В. поступило обращение жителей дома № 106 по ул. Красноармейская, высказавшихся против строительства офисного центра в 9 этажей (л.д. 10).

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, полагая, что отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Премьер Инвест» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя требования Общества, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории является необходимым этапом в процедуре предоставления земельного участка для размещения временных объектов, предусмотренной статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, предшествует рассмотрению органом власти вопроса (заявления) о предоставлении земельного участка в аренду. В качестве способа восстановления нарушенного права суд избрал понуждение заинтересованного лица к утверждению и выдаче поименованной выше схемы.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).

В соответствии с частями 1, 3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а также должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом.

Вместе с тем, в соответствии со специальным правилом, предусмотренным частью 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего кодекса.

В силу статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу n А76-15052/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также