Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу n А34-7367/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-10172/2014

г. Челябинск

 

01 октября 2014 года

Дело № А34-7367/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Малышевой И.А., Ивановой Н.А.,

при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 25.07.2014 по делу № А34-7367/2013 (судья Григорьев А.А.).

В заседании приняли участие представители:

главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бубновой Нины Ивановны – Толстикова М.А. (доверенность от 10.01.2014);

Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области – Дудка А.В. (доверенность от 09.01.2014).

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бубнова Нина Ивановна (далее – заявитель, глава КФХ Бубнова Н.И., крестьянское (фермерское) хозяйство) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным отказа Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (далее - заинтересованное лицо, уполномоченный орган, департамент сельского хозяйства, департамент) в выплате субсидий, содержащегося в письмах от 14.08.2013 № 13/5203, от 18.10.2013 № 13/6875; об обязании Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области произвести выплату главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бубновой Нине Ивановне субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в 2013 году (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Курганской области от 25.07.2014 заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным отказ Департамента сельского хозяйства в выплате субсидий, содержащийся в письмах от 14.08.2013 № 13/5203, от 18.10.2013 № 13/6875. Департамент обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выплаты главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бубновой Н.И. субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в 2013 г. на основании её заявления от 20.06.2013 и приложенных к нему документов.

В апелляционной жалобе департамент просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что крестьянское (фермерское) хозяйстве Бубновой Н.И. не отвечает понятию сельскохозяйственный товаропроизводитель поскольку не включено в реестр участников комплексной программы «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области на 2013-2020 годы», утвержденной Распоряжением Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области от 22.01.2013         № 12 (далее - Положение о реестре участников комплексной программы), а также не соответствует требованиям ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон о развитии сельского хозяйства), т.к. не осуществляло деятельность в 2012 году, соответственно, не представляло статистические формы о результатах своей деятельности за прошлый период.

При таких обстоятельствах, департамент полагает правомерным свой отказ в предоставлении субсидии главе КФХ Бубновой Н.И. на основании подп. 1 п. 16 Порядка предоставления в 2013 году сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) субсидий за счет средств областного бюджета на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 12.03.2013 № 96 (далее - Порядок предоставления субсидии), в связи с тем, что крестьянское (фермерское) хозяйстве Бубновой Н.И., не имея статуса сельскохозяйственного производителя, не соответствовало условиям предоставления субсидий, установленным указанным Порядком.

Кроме того, департамент считает незаконным возложение на него обязанности по возмещению судебных расходов заявителя в силу того, что государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины в арбитражных судах.

Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонены ее доводы.

По мнению заявителя, крестьянское (фермерское) хозяйство признается сельскохозяйственным товаропроизводителем в силу закона, в связи с чем требования департамента сельского хозяйства для получения субсидий подтвердить соответствующий статус путем подачи заявления о включении в реестр участников комплексной программы «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области на 2013-2020 годы» не соответствует требованиям законодательства.

В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является Бубнова Нина Ивановна, зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Курганской области за основным государственным регистрационным номером, что подтверждается свидетельством серии 45 № 001211672 (т.1,  л.д. 16).

20.06.2013 глава КФХ Бубнова Н.И. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, согласно Постановлению Правительства Курганской области от 12.03.2013 № 96 «Об утверждении Порядков предоставления в 2013 году субсидий из областного бюджета на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса Курганской области».

К заявлению были приложены: справка-расчет, форма федерального статистического наблюдения № 1-фермер (т.1, л.д. 89-91).

Письмами от 14.08.2013 № 13/5203 и от 18.10.2013 № 13/6875 Департамент отказал в предоставлении субсидий. При этом отказ мотивирован тем, что в соответствии с Законом о развитии сельского хозяйства сельскохозяйственным товаропроизводителем признается организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя заявителю указывалось на необходимость представления в Управление сельского хозяйства Целинного района в установленный срок документов, определенных распоряжением департамента от 22.01.2013 № 12 о реестре участников комплексной программы. Также департамент указал на то, что глава КФХ Бубнова Н.И. не включена в реестр участников комплексной программы «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области на 2013 - 2020 годы (т.1, л.д. 14-15).

Считая данные отказы департамента в предоставлении субсидии незаконными и необоснованными, нарушающими его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что крестьянское (фермерское) хозяйстве Бубновой Н.И. в силу закона обладает статусом сельскохозяйственного производителя, в связи с чем соответствовало условиям предоставления субсидий, установленным Порядком предоставления субсидий.   

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012   № 1431 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее – Правила № 1431).

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 Правил № 1431 указанные Правила устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.

Субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации при наличии, в том числе, нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки их рассмотрения, которые не превышают 15 рабочих дней.

Постановлением Правительства Курганской области от 12.03.2013 № 96 утвержден Порядок предоставления в 2013 году сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) субсидий за счет средств областного бюджета на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 Порядка предоставления субсидии, в редакции на дату обращения заявителя в Департамент (заявление от 20.06.2013), данный Порядок определяет цели, условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета, источником финансового обеспечения которых, в том числе, являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направляемых на оказание финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям при исполнении расходных обязательств Курганской области, на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.

Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Курганской области (далее - получатели субсидий), на один гектар посевной площади яровых сельскохозяйственных культур 2013 года и озимых культур 2012 года в целях возмещения произведенных затрат.

Предоставление субсидий производится единовременно по ставкам на один гектар посевной площади яровых сельскохозяйственных культур 2013 года и озимых культур 2012 года за счет средств областного бюджета и за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых, в том числе,  являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации,

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу n А07-3803/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также