Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу n А07-10982/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-10182/2014

г. Челябинск

 

01 октября 2014 года

Дело № А07-10982/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Малышевой И.А., Ивановой Н.А.,

при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.07.2014 по делу №А07-10982/2014 (судья Искандаров У.С.).

В заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство»  –Болотникова А.Ф. (доверенность от 26.09.2014 № 328),

Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан и Финансового управления Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан – Шарипова Р.И. (доверенность от 09.01.2014 № 2, доверенность от 24.06.2014 № 1).

Общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство» (далее – заявитель, налогоплательщик, общество, ООО «Благоустройство») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Администрация), Финансовому управлению Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - заинтерсованное лицо, Финансовое управление) с требованиями:

- признать незаконным бездействие Администрации по исполнению исполнительного листа серии АС № 005404552, выданного 07.09.2012 Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу № А07-17640/2011, исполнительного листа серии АС № 005408678, выданного 25.04.2013 Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу № А07-17640/2011, исполнительного листа серии АС № 005408538, выданного 08.05.2013 Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу № А07-3027/2013, выразившиеся в неисполнении исполнительных листов в течение трех месяцев и не направлении органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного самоуправления, в ведении которого находится Администрация, запрос-требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительных листов,

- признать незаконным бездействие Финансового управления по исполнению исполнительного листа серии АС № 005404552, выданного 07.09.2012 Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу № А07-17640/2011, исполнительного листа серии АС № 005408678, выданного 25.04.2013 Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу № А07-17640/2011, исполнительного листа серии АС № 005408538, выданного 08.05.2013 Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу № А07-3027/2013, выразившиеся в неисполнении исполнительных листов в течение трех месяцев и в не приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах, открытых на имя Администрации, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений Администрации,

- обязать Администрацию и Финансовое управление произвести исполнение исполнительного листа серии АС № 005404552, выданного 07.09.2012 Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу № А07-17640/2011, исполнительного листа серии АС № 005408678, выданного 25.04.2013 Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу № А07-17640/2011, исполнительного листа серии АС № 005408538, выданного 08.05.2013 Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу № А07-3027/2013,

- обязать Администрацию направить в орган местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого находится Администрация, запрос-требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительных листов,

- обязать Финансовое управление в срок, не превышающий трех дней с момента вступления решения арбитражного суда в законную силу приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений Администрации, открытых в Финансовом управлении, за исключением операций по исполнительным документам, до момента исполнения Администрацией требований, содержащихся в исполнительном листе серии АС № 005404552, выданного 07.09.2012 Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу № А07-17640/2011, исполнительном листе серии АС № 005408678, выданного 25.04.2013 Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу № А07-17640/2011, исполнительном листе серии АС № 005408538, выданного 08.05.2013 Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу № А07-3027/2013 (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений заявленных требований).

         Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрено иных условий для приостановления операций на лицевых счетах должника, кроме неисполнения исполнительного документа в течение трех месяцев, соответственно отсутствие достаточного бюджетного финансирования и иные причины не исключают указанную обязанность финансового органа.

Общество также считает необоснованной ссылку суда на п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса РФ», а также на пункт 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку указанные нормы регулируют порядок исполнения решений судов о взыскании ущерба в результате незаконных действий бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, между тем исполнительные документы, предъявленные взыскателем, по его мнению, выданы по результатам рассмотрения исков о взыскании задолженности по договорам строительного подряда с учреждения, соответственно, порядок исполнения таких актов установлен ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Также заявитель ссылается на то, что судом его требование о признания незаконным бездействия Администрации в части не направления органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого находится Администрация, запроса-требования о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств бюджетных ассигнований и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительных листов, фактически не рассмотрено, а решение суда не содержит правовую оценку доводам заявителя в указанной части.

Между тем, Администрация не направляла соответствующий запрос-требование Совету муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан о необходимости о выделения лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов.

Заинтересованными лицами представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых отклонены ее доводы.

По мнению заинтересованных лиц, исполнение судебных актов по искам к муниципальному образованию и удовлетворяемых за счет муниципальной казны, осуществляется в порядке ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при недостаточности бюджетных ассигнований на покрытие требований исполнительных документов, вносятся необходимые изменения в сводную бюджетную роспись.

Между тем, внесение таких изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете муниципального образования на текущий год, а также путем отвлечения средств от иных расходных статей бюджета недопустимо. Соответственно, в отсутствие достаточных средств бюджета на покрытие требований исполнительных документов должник, а также распорядитель бюджетных средств связан законодательством и ограничен в способах привлечения средств для их немедленного погашения.

При этом как следует из материалов дела, Администрацией и Финансовым управлением принимались меры для изыскания средств для покрытия требований исполнительных документов ООО «Благосостояние», направлены необходимые запросы, в ответ на которые представительным органом принято решение о погашении задолженности по мере перевыполнения плана по доходам, утвержден график платежей.

Кроме того, заинтересованные лица считает неправомерным изменение судом воли местного сообщества относительно средств местного бюджета, а также вмешательство в исключительную компетенцию представительного органа местного самоуправления, поскольку указанные действия поставили бы под сомнение возможность реализации органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения.

В судебном заседании представители заявителя и заинтересованных лиц поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2012 по делу № А07-17640/2011 частично удовлетворены исковые требования ООО «Благоустройство» к Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан о взыскании задолженности за выполненные работы по муниципальному контракту в сумме 2 314 196,47 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 2 314 196,47 рублей, а также определение суда от 19.02.2013 взысканы судебные расходы за рассмотрение указанного дела в сумме 52 676,84 рублей.

Соответственно 07.09.2012 и 25.04.2013 Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу № А07-17640/2011 на основании указанных судебных актов выданы  исполнительные листы серии АС № 005404552, серии АС          № 005408678.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2013 по делу № А07-3027/2013 с Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в пользу ООО «Благоустройство» дополнительно взыскано 254 561,62 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.10.2011 по 31.01.2013, начисленных на задолженность за выполненные работы по указанному выше муниципальному контракту, а также 8091,23 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Для исполнения указанного судебного акта Арбитражным судом Республики Башкортостан 08.05.2013 заявителю выдан исполнительный лист серии АС № 005408538.

20.12.2013 ООО «Благоустройство» в Финансовое управление Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан поданы заявления об исполнении указанных исполнительных листов (т.1, л.д. 48-53).

Указанные выше исполнительные листы не были исполнены по причине отсутствия необходимых бюджетных средств, поскольку сумма взыскания по исполнительным листам вместе с суммами по другим судебным актам, подлежащим исполнению, превысила объем бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете муниципального образования Гафурийский район Республики Башкортостан  на соответствующий год.

Общество, полагая, что бездействие заинтересованных лиц, выразившееся в неисполнении требований исполнительных документов  в течение трех месяцев, не направлении органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного самоуправления, в ведении которого находится Администрация, запроса-требования о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительных листов, в не приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах, открытых на имя Администрации, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений Администрации, не соответствуют нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, Финансовое управление и Администрация предпринимали все возможные в пределах своих полномочий меры, предусмотренные бюджетным законодательством, для исполнения судебных актов.   

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу n А07-9375/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также