Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2014 по делу n А34-1114/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-9746/2014

г. Челябинск

 

29 сентября 2014 года

Дело № А34-1114/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимохина О.Б.,

судей Малышевой И.А., Ивановой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 24 июля 2014 года по делу №А34-1114/2014 (судья Григорьев А.А.).

Общество с ограниченной ответственностью «АкваСервис» (далее - заявитель, общество, ООО «АкваСервис») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах (далее - заинтересованное лицо, отдел), к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, управление, административный орган, Роспотребнадзор) о признании незаконным и отмене постановления от 19.02.2014 № 11/1, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 руб.

Решением суда от 24 июля 2014 года (резолютивная часть объявлена 17 июля 2014 года) заявленные требования удовлетворены.

Управление, не согласившись с таким решением, обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе просит судебный акт отменить, и принять по делу новый судебный акт.

Роспотребнадзор считает, что состав вмененной статьи является формальным, поскольку затопление подвального помещения лишь подтверждает факт существования угрозы для жизни и здоровья лиц, проживающих в многоквартирном доме (далее - МКД) № 12 по ул. Молодежи, вследствие оказания услуг.

Управление критически относится к выводу суда первой инстанции о том, что вмененное обществу в вину нарушение должно быть квалифицированно по ст. 7.23 КоАП РФ, поскольку заявителем не нарушены нормативный уровень или режим водоотведения, так как канализационные воды фактически отводились от потребителей. Однако, как установлено материалами дела, данные воды вследствие засора попали в подвальное помещение.

По мнению административного органа, канализационный колодец напротив подъезда № 2 МКД не является частью общедомового имущества и не входит в его состав, а находятся на обслуживании ООО «АкваСервис».

С учетом изложенного, оказание услуги по водоотведению ненадлежащего качества, связанного с засорами канализационных колодцев, не является компетенцией Государственной жилищной инспекции Курганской области, а, следовательно, входит в компетенцию управления и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений во время проверки не допущено, поскольку материалами дела подтверждается, что проверка канализационных колодцев МКД № 12 по ул. Молодежи в г. Шумиха является мероприятием, проводимым органами прокуратуры по коллективной жалобе жильцов дома. Следовательно, не предполагает составление акта или протокола осмотра, так как органам прокуратуры достаточно зафиксировать нарушение закона, в том числе с привлечением лиц, обладающих специальными знаниями.

Обществом, отделом письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание не явились. До начала судебного заседания от заинтересованных лиц поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей; от заявителя поступило ходатайство об отложении судебного заседания на более поздний срок по причине не возможности явиться в судебное заседание.

В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле. Суд апелляционной инстанции отклонил ходатайство заявителя об отложении судебного заседания, поскольку ходатайство документально не подтверждено.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 22.01.2014 прокуратурой Шумихинского района Курганской области совместно со специалистом отдела в связи с поступлением жалобы жителей МКД № 12 по ул. Молодежи в г. Шумиха проведен осмотр канализационных колодцев, расположенных рядом с домом.

В ходе осмотра установлено, что в канализационном колодце от 2 подъезда, расположенного на расстоянии 5,3 м. от дома, ниже 1 метра уровня земли видны замерзшие канализационные воды; при этом в квартире № 10 на первом этаже (2 подъезд) сточные воды не уходят, а стоят в технологическом подполье 2 подъезда на уровне нижней части смотрового отверстия технологического подполья; в подъезде стоит зловонный запах.

По результатам осмотра специалистом отдела составлена справка от 22.01.2014 № 11/37 (т. 1, л.д. 86).

04 февраля 2014 года постановлением заместителя прокурора Шумихинского района Курганской области в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (т. 1, л.д. 78-84).

Поскольку коммунальную услугу водоотведение жильцам дома № 12 по ул. Молодежи в г. Шумиха оказывает общество, а канализационный колодец от 2 подъезда расположен за границами земельного участка, предназначенного для обслуживания данного жилого дома, при этом в колодце обнаружены замерзшие канализационные воды, прокурором сделан вывод о том, что коммунальная услуга водоотведение оказывается ООО «АкваСервис» ненадлежащим образом, с нарушением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). Сточные воды не поступают в колодец, а поступают в технологическое подполье 2 подъезда и образуют специфический запах, что квалифицируется прокурором по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.

19 февраля 2014 года Роспотребнадзором вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 11/11, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, и назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 руб. (т. 1, л.д. 10-15).

Не согласившись с поименованным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о ненадлежащей квалификации вмененного обществу правонарушения оспариваемым постановлением, что свидетельствует о незаконности принятого постановления.

Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в ходе административного производства допущены существенные процессуальные нарушения, в силу которых событие правонарушения не считается доказанным, а именно: осмотр канализационных колодцев возле дома № 12 по ул. Молодежи в г. Шумиха, в результате которого выявлены вмененные обществу нарушения и который послужил основанием для вынесения прокурором постановления от 04.02.2014 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, произведен 22.01.2014 без участия понятых, и протокол осмотра не составлялся; по результатам данного осмотра специалистом отдела составлена справка от 22.01.2014 № 11/37 в одностороннем порядке, что противоречит ст. 27.8 КоАП РФ, и свидетельствует о незаконности мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и нарушении ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ.

Оценив в порядке ст. 71, 210 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В силу с ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения и привлечения общества к ответственности) продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются права потребителей и интересы государства в области предпринимательской деятельности, защищенные установленными государством требованиями стандартов, техническими условиями и образцами по качеству, комплектности и упаковке товаров (работ, услуг).

Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает порядок оказания услуг, то есть в данном случае Правил №354.

К субъективной стороне данного административного правонарушения относится несовершение виновным лицом действий, направленных на недопущение нарушений норм и правил, регулирующих оказание коммунальных услуг, в том числе по водоотведению.

Согласно ст. 4 Закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

В силу ст. 7 Закона о защите прав потребителей, потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Правила № 354 утверждены в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), поскольку регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (п. 1).

Согласно подп. «а» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (подп. «а» пункта 33 Правил №354).

Режим обеспечения, согласно Правилам №354 - точно установленный распорядок, то есть сроки обеспечения коммунальной услугой потребителей (сроки подачи услуги, ее приостановления или ограничения).

В силу п. 8 приложения № 1 к Правилам №354 водоотведение должно быть бесперебойным, круглосуточным в течение года, допустимая продолжительность перерыва водоотведения не более 8 часов суммарно в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии).

Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод); исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (п. 2 Правил № 354).

Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Аналогичные требования по водоотведению установлены ГОСТ Р 51617-2000, согласно которому настоящий стандарт распространяется на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, устанавливает общие технические требования к жилищно-коммунальным услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и охраны окружающей среды; применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги (раздел 1 ГОСТ Р 51617-2000).

В соответствии с п. 4.1, 4.2 ГОСТ Р 51617-2000 жилищно-коммунальные услуги должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, нормативной и технической документации на услуги конкретного вида, а также условиям договора между исполнителем и потребителем. Потребительские свойства и режим предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения должны соответствовать составу выполняемых услуг, периодичности и срокам, в течение которых исполнитель должен их выполнять, и действующим стандартам и нормативам.

В п. 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 указано, что потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2014 по делу n А34-993/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также