Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2014 по делу n А34-3489/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-9897/2014

г. Челябинск

 

29 сентября 2014 года

Дело № А34-3489/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимохина О.Б.,

судей Малышевой И.А., Ивановой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 30 июля 2014 года по делу №А34-3489/2014 (судья Полякова А.И.).

Общество с ограниченной ответственностью «Лес-Комплект» (далее - заявитель, общество, ООО «Лес-Комплект») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 13.03.2014 № 16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб.

Решением суда от 30 июля 2014 года (резолютивная часть объявлена 29 июля 2014 года) заявленные требования удовлетворены.

Административный орган не согласился с таким решением и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит судебный акт отменить в полном объеме.

По мнению департамента, им доказано событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, и вина общества в его совершении, оснований для применения ст. 2.9 Кодекса не имеется.

Установленные сроки проведения проверки (не более 20 рабочих дней) в отношении заявителя не превышены, результаты проверки оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Департамент ссылается на судебную практику по делу №А34-7325/2011, указывая на аналогичные обстоятельства привлечения по обоим делам.

Заявитель отзыв на апелляционную жалобу департамента не представил.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание не явились. До начала судебного заседания от заявителя и заинтересованного лица поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. Заявитель просит решение суда оставить без изменения, поскольку считает его законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения № 42 от 18.03.2014 департаментом в период с 01.04.2014 по 28.04.2014 проведена плановая проверка соблюдения действующего законодательства по ценообразованию при реализации топлива твердого населению.

Департамент устанавливает тарифы на топливо твердое, печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, ЖСК и иным специализированным организациям, созданным в целях удовлетворения потребностей населения.

Однако проверкой установлено, что общество в период с мая 2013 года по март 2014 года осуществляло отпуск твердого топлива (дрова) физическим лицам по незаконно самостоятельно установленным тарифам в нарушение порядка ценообразования.

По результатам проверки 28.04.2014, в присутствии законного представителя общества Сеногноева Е.В., действующего на основании доверенности от 27.12.2012 № 45 АА 0268715, составлены акт проверки № 42 и протокол об административном правонарушении № 16 (т. 1, л.д. 13-14, 45, 47-48, 83-85).

13 мая 2014 года административным органом вынесено постановление №16, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб.

Однако в постановлении вместо «13.05.2014» указано «13.03.2014».

27 мая 2014 года административным органом вынесено определение об исправлении описки во вводной части постановления по делу об административном правонарушении № 16; дата вынесения оспариваемого постановления указана 13.05.2014.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что департаментом не доказан состав административного правонарушения и вина общества, а также, что департамент вышел за пределы установленных полномочий.

Оценив в порядке ст. 71, 210 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования, государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется с целью защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей; государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости и в иных сферах экономики, имеющих важное значение.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ составляет занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации (далее - РФ) от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» постановлением от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - Постановление № 239) Правительство РФ утвердило, в том числе, Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Топливо твердое включено в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.

На основании п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), твердое топливо отнесено к коммунальным ресурсам, используемым для предоставления коммунальных услуг, а размер платы за твердое топливо рассчитывается по установленным в соответствии с законодательством РФ тарифам (п. 78 Правил).

Согласно с подп. 44 п. 8 Положения о департаменте, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 № 149 «О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов» (далее - Положение), департамент устанавливает цены на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан на жилье.

В силу подп. 16 п. 8 Положения департамент осуществляет региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в пределах компетенции в соответствии с действующим законодательством (подп. 44, 16 п. 8 Положения).

С учетом изложенного, действия департамента по установлению цен на топливо твердое, а так же по осуществлению регионального государственного надзора в указанной сфере осуществляются в пределах предоставленных полномочий, согласно положениям приведенных выше нормативных актов.

Как следует из материалов дела, общество в качестве юридического лица зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1064508000380.

25 марта 2010 года ООО «Лес-Комплект» обратилось к уполномоченному органу - департаменту, с заявлением об открытии дела по установлению цен на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям и иным специализированным кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.

Приказом департамента от 25.03.2010 № 96 в связи с поступлением заявления общества по установлению цен на топливо твердое, уполномоченным органом с целью предварительного рассмотрения материалов по установлению тарифов, назначен специалист, который, рассмотрев представленные материалы, в служебной записке отразил невозможность установления тарифа по имеющимся документам.

01 апреля 2010 года департамент отказал в открытии дела в связи с возвратом материалов на доработку.

08 апреля 2014 года административный орган рекомендует обществу вторично обратиться в кратчайшие сроки с заявлением об утверждении тарифов на топливо твердое, о чем указано в исходящем письме.

Из дела следует, что общество в период с мая 2013 по март 2014 осуществляло отпуск твердого топлива (дрова) физическим лицам (населению) по незаконно установленным тарифам, в то время как полномочия по установлению тарифов на топливо твердое (дрова), реализуемое гражданам, также иным организациям, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье на территории Курганской области принадлежат департаменту.

Административным органом на основании счетов-фактур, прайс-листа установлены факты нарушения обществом порядка ценообразования, в результате чего общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.

При этом, судом не учтено следующее.

Действия департамента по установлению цен на топливо твердое, а так же по осуществлению регионального государственного надзора в указанной сфере осуществляются в пределах предоставленных полномочий, согласно положениям приведенных выше нормативных актов. Регулирование цен на топливо твердое осуществляется исключительно органами исполнительной власти субъекта РФ.

Деятельность ООО «Лес-Комплект» по реализации населению топлива твердого (дрова) является регулируемой деятельностью. Тарифы - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

Ценообразование - процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

В соответствии с п. 7, 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 №109, установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.

Названные Правила утратили силу с 01.01.2014.

Однако, постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 утверждены аналогичные положения, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Так, в силу п. 12 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования: в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных настоящими Правилами; в случае приведения ранее принятых решений об установлении цен (тарифов) или предельных уровней тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании решения суда или по предписанию федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов; в случаях, предусмотренных п. 8 и 9 настоящих Правил.

В соответствии с п. 13 названных Правил, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.

Из дела видно, что заявитель в нарушение указанных норм права, осуществляя регулируемую деятельность, связанную с продажей населению топлива твердого (дрова), в период с мая 2013 по март 2014 осуществлял отпуск твердого топлива (дрова) физическим лицам (населению) по незаконно самостоятельно установленному тарифу на топливо твердое (дрова). При этом в силу указанных норм права заявитель обязан был обратиться в регулирующий орган - Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, за установлением тарифа на регулируемую деятельность в установленном порядке.

При указанных обстоятельствах

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2014 по делу n А76-23905/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также