Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 по делу n А76-28713/2013. Изменить решение (ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-10344/2014

г. Челябинск

 

26 сентября 2014 года

Дело № А76-28713/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2014 года

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Карпачевой М.И.,

судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,

при   ведении  протокола  секретарем  судебного   заседания Максименковой К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Штейнберга Олега Игоревича на решение Арбитражного суда Челябинской области  от 07.07.2014  по делу № А76-28713/2013 (судья Скобелкин А.П.).

В судебном заседании приняли участие представители:

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области – Смирнов Андрей Игоревич (доверенность от 10.01.2014 №09);

 Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Таганай» – Наум Михаил Андреевич (доверенность от 04.03.2014 № 84).

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, г. Челябинск (далее – ТУ Росимущества в Челябинской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к индивидуальному предпринимателю Штейнбергу Олегу Игоревичу (далее – ИП Штейнберг О.И., ответчик-1), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Таганай» (далее – ФГБУ «НП «Таганай», ответчик-2)  о признании недействительным договора аренды от 01.09.2003 №б/н, об истребовании земельных участков: площадью 0,4 га, Таганайское лесничество, квартал 91, выдел 25, и площадью 0,3 га, Таганайское лесничество, квартал 61, выдел 19, из незаконного владения ответчика (л.д. 7-11).

Определениями суда от 13.01.2014 и 05.03.2014  к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – Управление Росреестра, третье лицо), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Челябинской области (далее – Кадастровая палата), Главное управление лесами Челябинской области (ГУ лесами Челябинской области, третье лицо) (т.1, л.д.1-6, т.1).

Решением суда первой инстанции от 07.07.2014  (резолютивная часть от 30.06.2014) исковые требования удовлетворены. Суд признал недействительным договор №05 аренды земельного участка на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха от 01.09.2003 между Национальным парком «Таганай» и ИП Штейнбергом О.И. Суд истребовал у ИП Штейнберга О.И. земельные участки, площадью 4336 кв.м., Таганайское лесничество, квартал 91, выдел 25; площадью 2671 кв.м., Таганайское лесничество, квартал 61, выдел 19 (т. 3 л.д. 11-15).

С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ИП Штейнберг О.И. (далее также - податель жалобы, апеллянт) просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований (т. 3 л.д. 43-47).

Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. Требования ТУ Росимущества в Челябинской области обоснованы тем, что ФГБУ «НП «Таганай» не обладало полномочиями на заключение договора аренды спорных  земельных участков. Однако, по мнению апеллянта,  ФГБУ «НП «Таганай» на момент подписания договора аренды было наделено полномочиями на предоставление спорных земельных участков.

Податель жалобы полагает, что истцом пропущен срок исковой давности по требованию к ответчикам о признании сделки недействительной и об истребовании земельных участков.

К дате судебного заседания ФГБУ «НП «Таганай»  представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на несогласие с приведенными в ней доводами.

ТУ Росимущества в Челябинской области представило письменное пояснение по жалобе, которое приобщено судом апелляционной инстанции к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители  ИП Штейнберга О.И., Управления Рореестра, Кадастровой палаты и ГУ лесами Челябинской области не явились.

В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.

В судебном заседании представители ТУ Росимущества в Челябинской области и ФГБУ «НП «Таганай» возражали относительно доводов апелляционной жалобы, дали пояснения в обоснование своих возражений.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.09.2003 между Национальным парком «Таганай» (арендодатель) и ИП Штейнбергом О.И. (арендатор) заключен договор аренды №05, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в пользование следующие участки лесного фонда: 1) площадь 0,4 га, Таганайское лесничество, квартал 91, выдел 25; 2) площадь 0,3 га, Таганайское лесничество, квартал 61, выдел 19 (т.1, л.д.14-16).

На основании акта приема-передачи участков лесного фонда от 01.09.2003, НП «Таганай» передал, а ИП Штейнберг О.И. принял участки лесного фонда: 1) площадь 0,4 га, Таганайское лесничество, квартал 91, выдел 25; 2) площадь 0,3 га, Таганайское лесничество, квартал 61, выдел 19 (т.2, л.д.140).

Согласно дополнительному соглашению от 28.10.2004 к договору №05 аренды земельного участка, п.3 договора изложен в следующей редакции: «арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в пользование следующие участки лесного фонда: 1) площадь 0,4336 кв.м., Таганайское лесничество, квартал 91, выдел 25, кадастровый номер 74:25:0400101:0001/1 (земли лесного фонда); 2) площадь 0,2671 кв.м., Таганайское лесничество, квартал 61, выдел 19, кадастровый номер 74:25:0400101:0001/2 (земли лесного фонда)» 9т.2, л.д.141-142).

Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 02.04.2007.

23.03.1992 земельный участок площадью 33218 га, для природного национального парка, передан в пользование государственному природному национальному парку «Таганай» на основании государственного акта на право пользования землей (т.1, л.д.75-77).

24.08.2007 земельный участок с кадастровым номером 74:25:0000000:142, площадью 332180000 кв.м., расположенный: Челябинская область, г.Златоуст, внесён в государственный кадастр недвижимости. Разрешённое использование: размещение Национального парка «Таганай». В графе «Особые отметки» указано: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (т.1, л.д.17).

В форме «КВ.3» в сведениях о частях земельного участка содержит сведения об участке площадью 179780000, с кадастровым номером 74:25:0400101:1 (т.1, л.д.18).

Право собственности на участок лесного фонда площадью 179780000 кв.м. (леса первой группы), по адресу: Челябинская область, Таганайское лесничество Национального парка «Таганай» квартала 1-91, зарегистрировано за Российской Федерацией (т.1, л.д.74).

Спорные участки лесного фонда: площадью 0,4336 кв.м., Таганайское лесничество, квартал 91, выдел 25, кадастровый номер 74:25:0400101:0001/1 (земли лесного фонда) и площадью 0,2671 кв.м., Таганайское лесничество, квартал 61, выдел 19, кадастровый номер 74:25:0400101:0001/2, входят в состав земельного участка площадью 179780000 кв.м. (леса первой группы), по адресу: Челябинская область, Таганайское лесничество Национального парка «Таганай» квартала 1-91, правообладателем которого является Российская Федерация.

Полагая, что договор аренды от 01.09.2003 б/н части земельного участка с кадастровым номером 74:25:0000000:142 является недействительной сделкой в силу ничтожности, ТУ Росимущества в Челябинской области обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что договор от 01.09.2003 б/н не соответствует требованиям действующего законодательства и является недействительным в силу ничтожности. Поскольку требование истца о признании договора аренды ничтожным удовлетворено, а также, учитывая то обстоятельство, что истец стороной спорного договора не является, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что удовлетворению подлежит и требование об истребовании спорных участков у ответчика, в фактическом владении которого находятся спорные участки лесного фонда.

Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для изменения принятого по делу судебного акта в части формулировки об истребовании у ответчика-1 земельных участков.

В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли национальных парков, лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к землям особо охраняемых природных территорий. Земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются в пользование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приложением 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», а также частью 5 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) национальные природные парки отнесены исключительно к федеральной собственности.

В подтверждение принадлежности земельного участка как особо охраняемой территории федерального значения к федеральной собственности и нахождения его в постоянном (бессрочном) пользовании национального парка в дело представлены Постановление Совета министров РСФСР от 05.03.1991 № 130 «О создании государственного  природного национального парка «Таганай» Министерства лесного хозяйства РСФСР в Челябинской области», Государственный акт на право пользования землей серии А-1 № 143039, выданный  государственному  природному национальному парку «Таганай» 23.03.1992, а также свидетельство о государственной регистрации права от 16.04.2004 серии 74-АК № 003026 (л.д.75-77 и 79 т.1).

Пунктом 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается отчуждение или переход земли и других природных ресурсов от одного лица к другому лицу в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности национальными парками, изъяты из оборота. Согласно пункту 11 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе те, за которыми такое право на земельные участки сохраняется, не вправе распоряжаться данными земельными участками (пункт 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации).

Первоначальной редакцией статьи 17 Закона № 33-ФЗ дирекции национальных парков были уполномочены на предоставление в аренду земельных участков, расположенных на территории национального парка, на условиях, определенных соответствующими договорами.

Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать этому Кодексу.

В связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации отношения по распоряжению землями национальных парков, переданными на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждениям, подлежали регулированию Земельным кодексом Российской Федерации.

Следовательно, после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации национальные парки были лишены права на предоставление в аренду земельных участков, закрепленных за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка (пункт 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации. Положения Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 № 926, предусматривавшие возможность передачи земель национальных парков в аренду их дирекциями, не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку прямо противоречат императивному запрету на распоряжение земельными участками субъектами права постоянного

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 по делу n А34-5581/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также